Часто бывает, что мы делаем то, что надо, а не то, что хочется. Хочется поваляться у телевизора с книжкой, поспать лишний часок, а надо вставать, готовить завтрак, проверять уроки, убираться. Это и называется обязанностями.

И чем старше становится ребенок, тем больше и у него обязанностей появляется. А он в силу своего возраста с трудом осознает, что выполнять их необходимо.

Что делать? Если мы не можем что – то изменить, это надо принять. И научиться выполнять свои обязанности с удовольствием, с позитивным настроем. И этому качеству нужно научить своих детей.

Ребенок не хочет убирать игрушки. Вместо того, чтобы читать нотации, что он должен и обязан. Вместо угроз, что вы соберете игрушки в мешок и спрячете их на балконе, «переведите стрелки» на позитив. Расскажите о своих эмоциях, о том, что когда вы входите в детскую, в которой все расставлено по местам, кругом чистота и порядок, как этому радуетесь, улыбаетесь, у вас поднимается настроение. А малышу, когда в детской порядок и все игрушки на местах, легко найти нужную вещь. Да и площадка для новых игр свободна.

Ребенок отказывается делать уроки. Вы говорите ребенку, что жаль, что время тратится попусту. Вы рассчитывали, что после того, как будут сделаны уроки, вы вместе пойдете на каток. После работы придёт папа и принесет диск. Можно будет устроится втроем на диване и посмотреть новый мультик. Жаль, что срывается такая интересная программа.

Дети невольно подражают родителям. Если взрослые постоянно жалуются, что им надоела их работа, начальник раздражает, зарплата маленькая, и делать ничего не хочется. Дома череда дел и обязанностей, то вполне возможно у ребенка будет такое же негативное отношение к своим обязанностям. Он будет ныть и стонать, прежде чем приступить к чему - то.

Если мама говорит, что она с удовольствием бы сейчас повязала, болтая с подругой по телефону, но она знает, что подходит время ужина и надо готовить. Ужин важнее. Она любит своих родных и ей приятно что – то делать для них. Поэтому она с легкостью приступает к готовке. При этом настроение у нее не портится, а наоборот поднимается. Она представляет, как все соберутся за вечерней трапезой, будут кушать и общаться. И эти мысли придают ей силы, и прибавляет хорошего настроения.

Если ребенок видит не раздражённую бубнящую маму, наклонившуюся над кухонным столом, а маму, которая режет, варит, тушит, слушая музыку и время от времени перекидываясь репликами с родными. Видит маму улыбающуюся, позитивно настроенную. То и ребенок, скорее всего, будет к своим обязанностям относиться спокойно. Надо, значит надо и нечего бубнить, что не хочется. Кроме обязанностей существует куча всяких других дел и проще побыстрее все переделать и приступить к игре или к тому, что приносит удовольствие.

Взрослость определяется не количеством лет и не ростом, а количеством обязанностей. Чем взрослые отличаются от детей? Дети делают, что хотят, а взрослые, что надо. И если ребенок заявляет, что он уже большой, все может сам. Пусть и доказывает не на словах, а на деле. Не капризничает, а исправно выполняет свои небольшие обязанности.

Это не сразу получается. Будут у детей и многочисленные срывы. То он развесил свою одежду аккуратно на стульчик, то снова она раскидана по полу, то почистил зубы, то забыл, то подтер лужу от пролитого компота, то не стал…

Регулярное напоминание, объяснение, совместное действо, позитивный настрой обязательно приведут к положительному результату. И чем раньше приучать малыша к несложным обязанностям по уходу за собой, по уборке, тем будет легче. Малыш чему - то научился и в состоянии делать это сам, никогда не делайте это за него за исключением критических случаев (болезни, в незнакомой обстановке, жуткой нехватки времени…)

Какие - то домашние дела приятнее делать вместе. Не только из – за того, что быстрее их можно переделать. Это и время для общения, для разговора, для обсуждения.

Автор: Саватеева Марина