В пяти-семилетнем возрасте у детей часто наблюдается повышенная тревожность. Почему?

О стиле воспитания

Порой сами родители виноваты в этом. Например, некоторые мамы придерживаются авторитарного стиля воспитания. Завышенные требования к ребенку – мощное оружие при общении с ним. Вот только в больших масштабах такая тактика наносит ощутимый вред. Малыш старается во всем угодить родителю. Боязнь быть наказанным, недолюбленным, отвергнутым заставляет его лихорадочно исполнять все, что требуется. У таких детей любая оплошность вызывает приступы сильнейшего беспокойства.

Важно

Наличие у ребенка высокого уровня тревожности всегда говорит о его заниженной или завышенной самооценке.

Гиперопека тоже приводит к возникновению тревоги. Привыкшие к постоянному присутствию взрослых и их заботе дети не в состоянии пребывать в одиночестве и с трудом переживают любую разлуку с родителем. Повышенная тревожность наблюдается у них при поступлении в первый класс (и продолжается примерно первые две четверти), при поездке в оздоровительный лагерь. Такие дети часто спят с родителями, ходят с ними за руку, а попав в общество сверстников, предпочитают уединяться.

Немаловажно для малыша и то, как его принимают в коллективе, получается ли у него дружить и выстраивать отношения с другими детьми. «Непринятые» сверстниками дети глубоко переживают это обстоятельство.

Погода в доме

Если ребенок воспитывается в неблагополучной семье (взрослые постоянно ругаются, или злоупотребляют алкоголем, или живут раздельно…), у него наверняка появятся признаки повышенной тревожности.

Печально, когда родители, слишком занятые своими проблемами, не замечают тревожных сигналов в поведении ребенка. Хорошо, если в такой ситуации детскому психологу в школе или в детском саду удастся вовремя заметить проблему и побеседовать с родителями.

Эта взрослая жизнь

По мере взросления ребенку открывается мир вокруг. Знакомство с этим миром порой способно травмировать. Самое сильное травмирующее обстоятельство – смерть родственника или любимого домашнего животного. Ребенок впервые начинает задумываться о конечности жизни – своей и своих родителей, и это открытие действительно пугает.

К стрессовым для семилеток ситуациям психологи относят также перенесенную продолжительную болезнь, смену места жительства и учебы, развод родителей, взлом квартиры… Дети, пережившие сильное потрясение, проецируют свои страхи в будущее и с волнением ожидают повторения случившегося.

Знания – сила?..

Наших любознательных детей сложно уберечь от сегодняшнего потока информации. Вот и получается, что увиденный «ужастик» – телесюжет о крушении самолета или ролик в Интернете с элементами жестокости – производит сильное впечатление, от которого потом трудно избавиться. А еще люди всегда склонны бояться того, чему не могут найти объяснение. Что же говорить о детях, с их богатой фантазией? «Мама, не уходи!», «Не выключай свет!», «Оставь дверь открытой!»  – часто можно услышать от маленьких трусишек. Такая ситуативная тревожность появляется у детей с определенным психотипом – они ранимые, чувствительные, меланхоличные, мнительные и впечатлительные.

Признаки тревожности

Тревожность проявляется не только названными страхами. О ней говорят:

боли внизу живота

головные боли

нервный тик (подергивание век, кистей рук, шеи)

проблемы с засыпанием,

ночные кошмары

отказ от еды

ночное недержание мочи

нежелание идти в детский сад, в школу

нервозное, замкнутое поведение, не свойственное ранее

часто задаваемые вопросы-уточнения («А куда мы идем?», «Кто там будет?» «Что там будут делать?»)

Экстренная помощь

Как родителям себя вести, чтобы снизить тревожность ребенка?

1. Понизьте планку ожиданий

2. Не требуйте от малыша многого, чаще хвалите его.

3. Поиграйте с малышом, в процессе игры узнайте, что его беспокоит. Если дело в том, что его не принимают сверстники, помогите ему найти друзей – пригласите его одноклассников или детей из детсадовской группы к вам домой.

4. Подключите юмор. Шутка прекрасно снимает волнение, успокаивает. Если ребенок тревожится из-за предстоящих выступлений (например, в музыкальной школе), предложите ему использовать такой прием. Пусть представит, что в зале сидят не люди, а герои сказок – в смешных костюмах и с забавными прическами.

5. Если ребенок не идет на контакт, предложите ему нарисовать какого-нибудь персонажа, дать ему имя. Затем расспросите у малыша про его героя. Кто он? Что его тревожит? Ребенок, рассказывая о герое, будет говорить о себе.

6. Обратите внимание на рисунки ребенка. Преобладание резких линий с нажимом, сильной мелкой штриховкой, темных цветов может говорить о наличии тревоги.

7. Научите малыша вести дневник. Он может записывать или зарисовывать свое состояние. Это позволит понять причины его беспокойства. Может, все не так уж страшно?

Автор: Дария Жмурова