«Вчера зашла с детьми в магазин возле дома, там была очередь, перед нами стоял молодой парень, очень грузный (кг 150), еще и был одет в треники зауженные и напоминал рожок мороженого. Мой старший ткнул в него пальцем и говорит мне: «Мам, смотри КАКОЙ!!!» Это все с такой интонацией и заинтересованным взглядом.

Хотя он у меня и не склонный к таким высказываниям, достаточно воспитанный в таких моментах, но тут... Мне стало очень стыдно! Я его сразу одернула, говорю, так некрасиво. И все. Но взгляд сын не отводил с парня, я его попыталась отвлечь помощью в выборе мне продуктов. Молодой человек стоял к нам полубоком и все видел...

Когда мы вышли на улицу, сразу завела разговор, сказала, что пальцем показывать нехорошо, что все люди разные, что на деда он же не показывает пальцем, хотя тот тоже не стройняшка.

Теперь боюсь повторения ситуации, вдруг опять увидит человека, который не вписывается в понимание его нормальности, например, инвалид, и так же ткнет пальцем. И человеку будет не по себе, и мне стыдно, и мой сын будет выглядеть невоспитанным.

Спросила у воспитательницы, могут ли они провести беседу с детьми на эту тему, на что получила ответ, что все по плану...

Пожалуйста, посоветуйте, как правильно выстроить беседу, какие примеры привести. Как научить ребенка сдерживать свою чрезмерную заинтересованность? Может, в игровой форме? Какие игры? Очень задела ситуация, боюсь, вдруг я неправильно среагировала и мое объяснение ребенку выглядело как укор...» (Вопрос психологу).

Цитата: «Мам, смотри КАКОЙ!!!» Это все с такой интонацией и заинтересованным взглядом».

Для четырехлетнего ребенка – это вполне естественное поведение. Да и молодой человек скорее всего привык к подобной реакции окружающих, тем более что в словах и действиях вашего мальчика не было ничего, кроме удивления и, может быть, даже восхищения: «надо же как бывает!».

Поэтому логичнее для ребенка было бы разделить с ним его удивление: да, необычно выглядит человек... и перевести разговор на другую тему. Вы при таком подходе не обесцениваете его эмоций, не осуждаете их, вы их разделяете, помогая таким образом с ними справиться.

А дома уже можно вернуться к этой ситуации в магазине и поговорить с ребенком. Стоит начать говорить о том, как чувствуют себя люди, когда на них обращают внимание: что в этом приятного, что неприятного. Почему показывание пальцем обычно неприятно? Что делать лучше в таких ситуациях? Как, например, в ситуации с полным молодым человеком можно было удовлетворить свое любопытство и не задеть человека?

Для обсуждения можно привлечь литературные источники. Например, рассказы Н. Носова. Помните, у него есть рассказ «Заплатка»? Когда Бобка вышел с дыркой на штанах, а затем с криво пришитой заплатой, ребята показывали на него пальцами и смеялись, ему было неприятно и обидно. Но изменить ситуацию было в его силах – он пошел и пришил заплату аккуратно, так аккуратно, что никому уже и в голову бы не пришло над ним смеяться. Полный же человек так сделать не может, если бы мог, давно бы уже похудел... Поэтому ему просто горько и обидно таким образом находиться в центре внимания.

Важно, чтобы ребенок не просто следовал нормам поведения, но и понимал, чем они вызваны, чему способствуют, какие события и чувства регулируют. Так, например, нормы вежливости, как правило, оберегают чувства участников общения, обеспечивают их социально приемлемыми формами «поглаживаний», помогают вступать в контакт и завершать общение. Когда ребенок понимает суть явления – правила приличия или нормы вежливости, тогда ему легче, проще и понятнее их соблюдать.

Автор статьи: Анна Бердникова

© Shkolazhizni.ru