Каждый день миллионы молодых родителей ищут ответов на вопросы, которые касаются воспитания детей. Однако часто в книгах, средствах массовой информации и статьях в интернете можно встретить лишь общие советы и правила.

Приходится поступать вслепую, к хорошим результатам приводит не всегда. Поэтому в этой статье собраны воедино – опыт практиков-мам и теоретиков-воспитателей. Конкретно тут мы рассмотрим аспект воспитания полноценной личности из ребенка: мы посоветуем, как научить ребенка собирать свои игрушки.

Для начала необходимо определиться с задачами влияния на малыша: зачем нам, взрослым, заставлять кроху убирать за собой вещи, если мы и сами можем это сделать? Возможно, чтобы «не отбился от рук»? Или так как знакомые дети уже давно сами за собой убирают? Нет. И, если вы действительно так считаете, то гоните данные мысли прочь. Преследуя подобные цели, вы рискуете загубить психику ребенка и стать его врагом.

Настоящая цель – в воспитании волевого, сильного и развитого человека. Воля – это качество не врожденное, его необходимо вырастить и воспитать. Почему сейчас это надо сделать, а не через лет пять? Потому что «семена» данных качеств необходимо сажать в раннем возрасте, когда ребенок только начинает знакомиться с этим миром. Потому что малыша нереально научить собирать свои игрушки (как и воспитать) за день. Формирование этого навыка проходит, в основном, в несколько стадий:

• Обучение при помощи собственного примера.

• Постепенная помощь в процессе ребенка.

• Постепенное исключение себя (либо кого-то из взрослых) из данного процесса.

Рассмотрим каждую стадию более подробно.

• Работу над внедрением навыка необходимо начинать уже тогда, когда малыш еще лишь учится понимать речь человека. В самую первую очередь необходимо приучить ребенка ложиться спать и просыпаться в аккуратной комнате. И не излишним было бы самим собирать игрушки на глазах ребенка. Со временем, конечно же, ему надоест смотреть, как игрушки в ящик складывает мама. Тогда надо начать вводить игру. Надо определить специальную песню для выполнения уборки.

Надо задать определенное правило (даже если малыш еще его не понимает): когда музыка завершится, все игрушки уже должны быть убраны. Когда ребенок немного привыкнет к данному процессу, этот этап сразу должен перетекать во второй.

• Вашему ребенку процесс уборки игрушек должен стать настолько интересным, чтобы он сам хотел принять участие в нем. Если вы убираете игрушки сами зазывно и задорно, то не сомневайтесь, что ребенок будет вам подражать. Приблизительно к 1,5 годам основной деятельностью малыша становится игра. Этим надо воспользоваться. Надо ввести правило. К примеру: «Вот сейчас на раз-два-три все игрушки собери!»

Очень важно знать, что к 2-3 годам родители должны начать малышу прививать бережное отношение к игрушкам. Необходимо ему показать, что игрушки – это его друзья. Они, как и он сам, должны засыпать. Каждая должна ложиться спать на своё место.

• Если вы ощущаете, что пора уже ребенку одному со своей обязанностью справляться, то можно ему предложить состязание: «Кто быстрее: ты соберешь свои игрушки или я помою грязную посуду?». Однако при этом давайте ребенку понять, что, если ему будет трудно, вы всегда сможете прийти ему на помощь. И решите сами для себя, что собирать игрушки – это обязанность малыша, а вы лишь временно ему помогаете.

Не бывает идеальных родителей, как и идеальных деток. Однако, обучая детей чему-то новому, родители постепенно сформируют гармоничную и волевую личность.