Перед родителями встает дилемма: добиваться беспрекословного, но слепого следования социальным нормам «вежливости» и «воспитанности» или постепенно взращивать в малыше осознание необходимости поступать так, как будет удобно всем и «красиво» для всех?

Например, в плане воспитания «щедрости» и «жадности» многие родители буквально с годовалого возраста требуют от ребенка «делиться» со всеми вокруг. Но одно дело отдать потому что «мама велела», и совсем другое понять, что именно так ты можешь сделать человеку приятное, например, вовлечь его в игру.

Что такое самостоятельность? Это способность ребенка успешно решать встающие перед ним задачи. Начинается все с того самого «отделения» от мамы. Но здесь есть одна тонкость: это именно малыш должен отделиться, а не мама уйти. И очень долго - от года до трех, а то и четырех и пяти лет, ребенок совершает эти «колебательные» движения, все время, проверяя - не слишком ли «оторвался», можно ли вернуться, не страшно будет ли одному. Так, годовалый, только научившийся ходить карапуз, храбро шагает за угол дома, чтобы с ревом примчаться обратно и уткнуться в мамины колени. Если мама всегда будет «на месте», всегда похвалит за «храбрость», подержит первые шаги, почувствует, если случилась неприятность (упал, увидел, что – то неожиданно напугавшее), и при этом будет спокойна и доброжелательна и горда сынишкой или дочуркой, малыш пройдет этот путь.

Если же мама каждую секунду будет то возвращать к себе («Не смей туда ходить, там Баба - Яга»), то насильно отрывать, «бросая» одного (неожиданно прекращая кормление грудью, отдавая без подготовки в сад, уходя без предупреждения) – потребность в маме – внутренняя – все равно будет неудовлетворенной и болезненной. Чем этот грозит? Скандалами в детском саду, цепляниями за маму, болезненной застенчивостью и тревожностью, неумением ладить в коллективе, психосоматическими – и не только - заболеваниями (ведь заболел, значит, остался с мамой дома). А главное, неуверенностью в себе, неумением строить отношения и нездоровой зависимостью от окружающих.

Никто спорить не будет, что в ребенке нужно растить самостоятельность. Самое удивительное в том, что зачастую этому процессу противится сама мама.

Часто маме «не выгодно», чтобы ребенок становился самостоятельным. На словах, может быть, мама и ратует за то, чтобы ребенок многое делал сам. А на деле, она боится его от себя отпускать. Чем ребенок самостоятельнее, ответственнее становится, тем меньше он нуждается в маме. Женщина чувствует себя ненужной, невостребованной, понимает, что ребенок от нее не так зависим. А это бьёт по самолюбию! К тому же ей приходится считаться с его мнением, уважать его выбор. А это сложно.

Вот почему, в современном обществе, где многодетная семья все еще является исключением, родители с таким трудом «отпускают» от себя детей. Если в семье несколько детей, то мама постоянно чувствует себя востребованной. Да, она уже не так нужна старшим детям, но младшие продолжают в ней нуждаться. А если один – два ребенка? Как их от себя отпустить?! Так и получаются «маменькины сынки и дочки» и рождаются анекдотичные тещи.

Процесс обучения самостоятельности должен идти в купе с умением отпускать от себя ребенка и умением ему доверять.

Автор: Саватеева Марина