«Недавно наблюдала в саду отвратительную картину. У нас группа разновозрастная, все детки+мама вышли на улицу, одна девочка давай дразнить мальчика, девочка достаточно крупная (я думала, она школьница уже), так мальчик её на 2 года младше и сам по себе очень мелкий...

Дразнила его, дразнила – мама её спокойно наблюдает, дочь моя уже пошла: «Маша, ты понимаешь, нельзя его так дразнить», пацан ревёт, его ещё и уронили...

К счастью, в этот момент мама девочки вмешалась и остановила ее, прекратив издевательства над мальчиком. Еще немного и я, вопреки всем своим представлениям о том, как правильно обращаться с детьми, вмешалась бы и скорее всего сделала бы это сурово по отношению к Маше. Эта ситуация заставила меня задуматься – сына учу, что девочек обижать нельзя, но даже мне очень хотелось этой Маше стукнуть! Она специально над маленьким издевалась!!! На мягкие и корректные замечания никак не реагировала. Детям 5 и 3 года, как мне кажется, разница в два года в этом возрасте существенна и трехлетний малыш не может дать адекватный отпор». Вопрос психологу

Девочки бывают разными. В дошкольном детстве и начальной школе девочки зачастую крупнее и более физически развиты, чем мальчики. Вести себя могут различным образом, в том числе и агрессивно, благо физическая сила на их стороне.

Тем не менее культурные традиции таковы, что девочек принято беречь и защищать. Мальчикам мамы довольно часто транслируют запреты на воздействие против девочек как таковых, независимо от их собственных инициативных действий. Следовательно, послушный спокойный скромный мальчик может оказаться заложником семейного предписания: девочек обижать нельзя! Попадется под руку такой Маше и будет страдать: с одной стороны, «девочек обижать нельзя» (бить, дразнить), с другой стороны, например, «настоящий мужик не плачет и не жалуется!». Такому мальчику может быть очень тяжело.

Я немного утрирую, но такие предписания (правила жизни довольно часто идут в паре). Значит, мальчик защитить себя не может, ответить девочке не может, пожаловаться старшему не может (он же мужик, а не ябеда какая-то) и даже выразить своей обиды, слезами, например, тоже не может (он опять же мужик, а не плакса какая-нибудь). Следствия у такого положения дел могут быть самые разнообразные, начиная от нежелания ходить в сад, где ребенок попадает в такую безвыходную для него ситуацию, заканчивая частыми простудными заболеваниями (если я не хочу ходить в сад, что мне может помешать съесть сосульку на прогулке, спрятавшись за веранду?) или тиками от эмоционального напряжения.

Поэтому в воспитательных целях лучше применять более гибкие формулировки. Пусть пожелания трансформируются в зависимости от обстоятельств, будут конкретными, без глобальности и абстракции. Хотя, наверное, можно и что-то глобальное сформулировать, например: поступай с людьми так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой. Не только с девочками, но и с мальчиками, и даже со взрослыми людьми.

А так имеет смысл разбирать каждую конфликтную ситуацию, анализировать ее вместе с ребенком на доступном ему уровне. Кто как поступил? Как думаешь, почему так поступил? Кто и что сказал? Как можно было поступить иначе? Как можно было сказать иначе? Что можно было сделать, чтобы все остались довольны? И прочее.

Когда речь идет о дошкольниках, разница в возрасте в два года представляется существенной. И приведенная в пример в начале статьи ситуация без вмешательства взрослого не могла быть разрешена. Вы можете сделать замечание агрессору, воздействовать иначе посторонний взрослый не имеет права, поэтому можно сосредоточиться на обижаемом, например, вывести его из «зоны агрессии», встать между ним и обидчиком, закрыть собой и не позволить обидчику сокращать дистанцию и переходить к активной невербальной агрессии.

Все дети разные, воспитаны по-разному, не все из них могут одинаково легко защитить себя. Дети, младшие по возрасту, особенно нуждаются в такой защите. Не стоит пускать такие ситуации на самотек в надежде на то, что ребенок справится самостоятельно. Как-то ребенок, безусловно, справится, но скольких не всегда оправданных усилий это может ему стоить?

Автор статьи: Анна Бердникова

© Shkolazhizni.ru