Безусловная любовь – это неотъемлемая часть родительской заботы. Без проявления любви без условия любому ребенку трудно ощутить себя желанным и любимым. Хочу предложить для прочтения некоторые педагогические теории о том, как мы можем выразить то глубокое чувство любви и благодарности малышу или подростку, которое мы искренне испытываем к ним. Большинство родителей, учителей, воспитателей по-настоящему любят детей. Но вопрос в том, знают ли дети, что мы действительно любим их бескорыстно и всегда, независимо ни от каких условий?

Почему так важно ребенку почувствовать, что он любим? Потому что в период детства в каждого человека формируется собственное «Я». В этот же период ребенок узнает о надежности или враждебности мира, в который он пришел, формируется чувство доверия к себе, другим. От дозы любви, полученной в детстве, у ребенка сложится соответственное мировосприятие. Мы, взрослые, в ответе за то, чтобы ребенок получил достаточно радости, позитивных эмоций, теплоты и щедрости.

Вся сложность в том, что ребенок еще маленький, он видит и воспринимает мир и взрослых не так, как мы. Дети еще не могут критически мыслить и анализировать наши слова, действия. Они по-своему воспринимают каждое сказанное нами слово, совершенное действие.

Дети – это чистый лист бумаги, что на нем напишем, то и прочтем со временем. Ребенок сможет отразить только то, что он сумел принять. Если ребенку дать любовь, он ее вернет. Если ничего не дадим - ничего не получим. Человек, не получивший достаточно любви в детстве, просто не будет знать, как любить и быть любимым во взрослой жизни.

Такие взрослые испытывают трудности в том, как выразить свою любовь к другим. Известный американский детский врач и педагог Росс Кэмпбелл дает советы таким людям. Он настаивает на том, чтобы мы, родители и педагоги, учились и практиковали выражать свою любовь к детям. Мы несем ответственность за то, чтобы они вокруг нас были счастливы и чувствовали себя любимыми.

Особенность детского периода жизни состоит в том, что мы общаемся в основном на уровне эмоций. Свои чувства дети еще не умеют выражать словами, они делают это через свое поведение, которое напрямую связано с эмоциональными переживаниями. Если вы хотите определить, что чувствует ребенок, в каком он настроении, просто наблюдайте за ним и реагируйте мудро, соответственно моменту.

Дети через поведение сообщают нам что-то важное о себе. Таким же способом они задают вопрос родителям «А ты любишь меня?». Они также обладают способностью точно определять наши чувства по нашим ответным действиям на детское поведение. Поэтому важно научиться выражать свою любовь не только словами, но и действиями.

Росс Кэмпбелл определяет четыри основных составляющих поведения взрослых. Мы можем выражать свою любовь ребенку: - при обмене взглядами; - при физическом контакте; - в момент безраздельного внимания; - в процессе дисциплинирования.

Каждая составляющая очень важна и ученый рекомендует использовать их вместе в процессе роста и взросления детей. В следующих выпусках более подробно будет написано об этом.

Хочу познакомить вас с другой важной точкой зрения на тему безусловной любви. Известный американский философ и педагог Гэри Чепмен является исследователем гармоничных отношений между взрослыми и детьми. Он пришел к выводу, что каждый ребенок - индивидуальность и имеет свой ”язык любви”. Он выделяет их пять видов, на которых мы можем обращаться к детям:

1.Слова поощрения; 2. Прикосновения; 3. Время; 4..Помощь; 5. Подарки.

Г.Чепмен детально описывает эти ”языки любви”, дает рекомендации того, как определить на каком языке ребенок желает разговаривать. Также он учит родителей, как овладеть этими языками и свободно общаться на них. Знания об этом помогут нам изменить свою модель поведение соответственно „языку любви” сына или дочери. ( об этом уже было в предыдущих выпусках рассылки)

Г.Чепмен утвердждает следуещее:”Чтобы ребенок был счастлив, он должен быть уверен, что он любим.”