Можно ли обучить малыша правилам безопасности по сказкам? И почему сказки для маленьких с таким печальным окончанием? И вообще, занятно, что сказки для детей более старшего возраста заканчиваются хорошо.

В них герои, побеждая все невзгоды и трудности судьбы, успешно выпутываются из неудач и начинаю "жить-поживать". А вот у младенцев, то лиса колобка слопает, то теремок в труху развалится, то от козлика рожки с ножками в лесу остаются. Неужели наши предки не могли придумать что-нибудь погуманнее?

Самые первые сказки, услышанные нашими детками, действительно похожи на ужастики. Но, кажется, эти ужастики не для детей, а скорее для родителей. Кто должен тщательно следить за младенцем, кто целиком отвечает за его развитие, благополучие, личную безопасность, пока он сам беспомощен? Таким папам и мамам объясняется, что произойдет, если:

если малыш приляжет на краю;

если оставить его без присмотра (или оставить малыша под присмотром не слишком надежных людей);

если по вашей вине ребенок "хвостиком зацепит", то, что задевать не нужно;

если позволить ребенку "остывать на окошке";

если ребенок сбежит осваивать неизведанные просторы (то есть чужое для него) место.

Сказки служат предостережением родителям и предупреждают о том, какие последствия могут наступить. Причем, в той форме, в которой легко и просто воспринимает подсознание. Своеобразная памятка - обучение правилам безопасности. Сказки - короткие, образные и ёмкие. Вот возьмите любую сказку - в ней вы найдете множество полезных советов о том, как уцелеть и не оказаться "съеденным".

Потренируемся - что за сказка?

А вот вообразите, как можно сопоставить названия сказок и эти предостережения? И сразу сможете подметить, что в сказках очень многоинтересного. К примеру, о том, что небезопасно оставлять малыша без присмотра, говорилось в сказках: "Гуси-лебеди", "Колобок", "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка", "Кот, петух и лиса". А вот, в какой сказке показано, что происходит, если маленький герой убежит в неизведанные места? И какие предостережения и советы даются в этих сказках?

Посмотрите на приключения сказочных персонажей с другой стороны. Стоит обратить внимание, насколько часто в сказке повторяется

один и тот же мотив. И отчего так? А может потому, что множество раз повторенное хорошо "укладывается" в голову? И помимо морали мы способны что-то узнать новенькое и о себе? Возвращение к простым и важным истинам?

Придет серенький волчок и...

Вот у маленького ребенка воображение еще дремлет, поэтому младенец не станет пока слишком волноваться за объегоренного колобка, он ведь еще не понимает, что "быть съеденным" и "погибнуть", по сути, одно и то же. И не испугает малыша, что "рожки и ножки" остались, а сам козлик пропал. Вот у грудничков нет предмета, если он пропадает из поля зрения. И малышу абсолютно безразлично, что вы там ему сказали, ему приятна ритмика речи, голос и интонация.

Так ведь и интонации у вас абсолютно разные. А ведь голос настораживает! И малыш сперва смутно, а потом яснее и четче понимает, что-то не так. Ребенок начинает вслушиваться, какие-то символы-ключи откладываются в памяти, и потихонечку начинают запоминаться очень нужные предостережения и правила безопасности. Еще до момента, когда придет пора испугаться.

Причем информация для ребенка подается в доступном виде - в нужных формах, символах и образах. И информация о элементарных правилах безопасности действует не на разум, а на подсознание, ведь то, что сам человек смог прочно усвоить в раннем детстве, останется с ним на всю жизнь. В знаменитых народных сказках существуют определенные четкие инструкции, что следует делать, а чего нет, пока ты еще ребенок. И ребенок впитывает это с молоком мамы.

Кому не пели колыбельную: "Баю-баюшки-баю, не ложися на краю, придет серенький волчок и ухватит за бочок..." ? Слушая эту колыбельную, малыш начинает осваивать важное понятие - край.

Личная безопасность начинается с края

"Край" - черта, граница и предел, за которым есть нечто неизведанное и посему, вероятно, опасное. Вот там, за "краем", находится уже чужая и неизведанная земля, на которую нежелательно вторгаться. Вот там за краем и есть "серенький волчок" (символ коварства и неизвестности).

Это взрослые могут пойти "за краешек" и с ними ничего не произойдет, а вот младенцы, должны быть в "середке", месте охраняемом и освоенном. Коляска, пеленальный столик, руки родителей - вот спасительные и безопасные места для малыша. В доступной форме ребенку поясняется, что край - это так граница, та неизвестная территория, где все незнакомо. Отчего ходить туда самому не стоит. И отчего могут быть опасности. И как избежать этой опасности.

Поэтические формы способствуют прочувствовать и усвоить такие значения, как: "край", "свое, надежное" - "опасное, чужое". И конечно же, со временем, "свои" территории начинают расширяться. Сперва - до размеров комнаты, а затем - до размера квартиры, "своего" двора, к году ребенок становится на ноги и начинает ходить.

Однако, приближаясь к границе "своего", то есть покоренного пространства (к тому самому краю), ребенок настораживается: он уже усвоил, что новое (чужое) непременно должно быть проверено на присутствие "серых волчков". Своеобразные правила личной безопасности в действии.

Что произойдет, если зайти за край? Да, еще "самостояшкой" и без спросу? И про результаты ваше чадо уже знает из песенки про серенького козлика, к примеру, которому вздумалось "в лес погуляти". ("Что с ним произошло? А вот, "остались от козлика рожки да ножки".) Или вот, из истории про колобка, которому тоже захотелось....Такие вот волшебные " правила безопасности " перетекают от напевок к присказкам и от присказок к сказке и начинают расти вместе с детьми.

Вот и сами малыши очень похожи на колобков: та же наивность, доверчивость и самонадеянность. И ежели их поступок (удрать от мамы, пойти с дядей чужим в какое-то там интересное место) прошел без последствий, можно ожидать следующего. Насторожить малыша, вызвать здоровую недоверчивость к чужим и сладким словам - вот чему мы должны научить ребенка благодаря "Колобку".

Колыбельные для малышей, сказки и напевки - своеобразные учебники, в которых записаны основные понятия для безопасности малышей.

Чтобы от сказок была польза:

комментируйте то, о чем рассказываете. Просто и безыскусно:

"ай-ай-ай!" - вот ваше отношение отношение к поступку колобка.

задавайте малышу вопросы: "Почему убежал колобок", "А можно ли одному убегать в лес", "С кем встретился колобок"

для детей постарше: обратите внимание ребенка, что встречались и хорошие зверюшки колобку, но он доверился симпатичной лисе.

как следует сделать, чтобы не было печального финала?

если малыш, еще не умеет говорить, следует все равно задавать вопросы и сделав паузу самостоятельно отвечать на них.

говорить следует кратко и ясно, как в самой сказке. И нельзя ругать персонажей.

выразите главную мысль, которую вы хотите донести до малыша. Сделайте вместе вывод.

Разумеется, сделаете вы это не все и сразу. Дети ведь просят повторять одни и те же сказки по сто раз, вот и пользуйтесь этим. Сказку рассказываем много раз, вот когда "поакайте", а когда спросите. А когда выводы сделаете, а порой и головой качнете. И до малыша дойдет суть и он сам будет комментировать безрассудные действия колобка и давать "волшебные" советы по спасению.

И пусть сказка, остается только сказкой. Как именно, должен поступить ребенок - будете учить позже, когда он подрастет. А сейчас ваша задача, сложить фундамент безопасности.

Автор статьи: Весенняя