Что же толкает подростков приступить нормы морали и начать воровать? И как можно уберечь подростка от неверного шага!

Обвинение в воровстве – дело серьезное. Ведь воровство – сознательное нарушение моральной нормы «не брать чужое». Когда дело касается дошкольников, то они скорее «берут вещи без спроса» (потому что маленькие дети еще не владеют моральными нормами и не совсем представляют себе, что можно делать, а что нет). Другое дело, если брать чужие вещи или деньги начинает подросток. И, тем не менее, чем бы ни были вызваны кражи, нельзя на ребенка сразу вешать ярлык «вор». Это вызовет негативную реакцию подростка. И он может назло продолжить правонарушения, потому что в его подсознании укоренится «все равно я вор, а значит, буду воровать и дальше».

Воровство проявляется по-разному. Иногда подросток приносит домой чужие вещи и объясняет это тем, что ему подарили или «подруга дала на время поносить». А могут просто «пропадать» деньги из кошелька. Сначала мелкие суммы (чтобы не заметили), потом крупнее. Многие родители на это изначально закрывают глаза и как бы не видят. «Прозрение» происходит потом, когда подобное начинает происходить систематически.

Иногда о том, что их ребенок начал воровать родители узнают от постороннего человека: учителя, соседа, родителя другого ребенка. Тогда чувство беспомощности и вины родителями ощущается наиболее остро. К этим чувством примешивается еще и чувство стыда. И это дает противоположные реакции. Иногда родители грудью бросаются на защиту своих детей и начинают обвинять других во лжи. Но чаще родительский гнев обрушивается на голову подростка. И он бывает поистине страшен, потому что начавшийся «разбор полетов» чаще всего заканчивается выяснениями отношений с криками, обвинениями и, возможно, битьем ребенка. Но самое ужасное, что в большинстве случаев это не помогает, а только усугубляет создавшуюся ситуацию. Ведь в такие минуты взрослые движимы эмоциями и желанием «поскорей бы этот кошмар кончился». А причина поступка так и остается «за бортом» скандала…

Одна из основных жалоб касающихся воровства детей – кража денег. Что же толкает подростков приступить нормы морали и начать воровать?

Одна из наиболее частых причин – недостаток средств у подростка для своих нужд. Он еще достаточно мал, чтобы зарабатывать самому. И он все еще зависим от родителей. Часто родители считают, что ребенку вообще не нужны деньги, или нужны в очень ограниченных количества (максимум на завтраки в школе). К тому же подросток хочет выглядеть в глазах сверстников самостоятельным, сам распоряжаться деньгами и решать, что и когда покупать. Однако у него еще нет реального умения рационально тратить средства. И когда деньги заканчиваются в самый неподходящий момент, подросток может решиться немного взять из кошелька родителей.

Некоторые из подростков не хотят отставать от других относительно наличия благ и вещей. Так ребенок может, например, страстно желать компьютер (ролики), такой же, как у друга, или ходить каждый день с компанией в компьютерный клуб. Но при этом ему в голову не приходит учитывать материальные возможности своей семьи. Это так же может толкнуть ребенка на воровство денег, чтобы получить желаемое. Многие из подростков дезориентированы относительно покупательной способности разных купюр и того, сколько сил тратится на их зарабатывание. Ребенку кажется, что деньги всегда есть в кошельке родителей, и не задается вопросом, на что отложены средства и почему не тратятся (или расходуются экономно). Он видит, что в других семьях запросто могут выделить большую сумму без ущерба для бюджета семьи. Это несколько сбивает его с толку (особенно младших подростков). И тогда ребенок может, не задумываясь, взять деньги без спросу, чтобы купить столько привлекательную для него вещь.

Так же на воровство толкает подростка и само его окружение. Если у ребенка карманных денег меньше, чем у его друзей, то его могут засмеять, или куда хуже – изгнать из своей компании. Иногда подросток настолько сильно хочет утвердиться в своей компании и быть не хуже других, что ему ничего не остается, как начать «заимствование денег» у других (или из родительского кошелька). Чаще всего подобное случается, если родители ребенка придерживаются твердой позиции «не давать денег» или давать очень ограниченно и спрашивать отчет, на что потрачены. А иногда при помощи денег (или купленных на них вещей) подросток старается решить свои психологические проблемы, например, такие как, повышение своего статуса среди сверстников или «покупки» хорошего к себе отношения.

Спровоцировать воровство денег или других ценных вещей может отсутствие близости и доверительных отношений внутри семьи, некоторая дистанцированность, или недостаток эмоционального внимания со стороны взрослых. Таким способом ребенок подсознательно хочет привлечь к себе внимание, пусть даже отрицательное.

Иногда причиной воровства может стать недостаточная иерархия социальных норм в сознании подростка. Обычно это случается с детьми, родители которых еще с детства предъявляют ребенку много запретов. Когда запретов бывает слишком много для усвоения, то в его голове не успевает усваиваться, какие из правил главные, а какие можно иногда нарушить. Поэтому подросток может оступиться вследствие незнания или непонимания социальных правил.

Отношение к деньгам и имуществу в нашей стране так же влияет на сознание ребенка. Как вы думаете, что может отложиться в сознании ребенка, если каждый день по телевизору он слышит, что воруют миллионами, что страну расхищают, и никого наказания за это никто не получает, и виновных «не находят»? Ведь не пойман – не вор.

Есть и опасные причины воровства. Одна из них – когда деньги у подростка вымогают другие, более старшие ребята (или взрослые). Не всякий ребенок об этом расскажет своим родителям. А вот некоторые отложенные суммы и вещи из квартиры начнут пропадать (а иногда и из квартир друзей). Причем, подросток постарается делать это как можно более незаметно, потому что вымогатель не остановится, а следовательно, воровать придется постоянно… Но, даже прижатый к стенке, отдающий деньги ребенок не сразу расскажет причину, побудившую его красть. Признаться для него бывает куда страшнее, чем продолжать «платить дань». Подростки так же могут начать воровать, когда деньги нужны ему для покупки наркотиков или алкоголя.

Как можно уберечь подростка от неверного шага?

Рассчитайте вместе с подростком, сколько ему по минимуму нужно денег в неделю, и давайте ему чуть больше. Это поможет ему планировать свой бюджет и избавит от постоянного «попрошайничества» денег по мелочам. Но, давая средства на личные расходы, не заставляйте ребенка отчитываться за них (сколько и на что потрачено). На то они и личные деньги.

Мы уже говорили о том, что хорошим методом дать подростку возможность иметь свои деньги – дать ему их заработать. Если вы сможете ему в этом помочь, то это будет одним из лучших выходов. Имея свои собственные лично заработанные деньги, подросток начнет относиться к ним более бережно. Он будет знать, каким трудом они добываются и вряд ли захочет «забирать» их у других. Пусть жизненным принципом вашего ребенка станет «заработать», а не «завладеть».

Расскажите ребенку о семейном бюджете, и как вы его планируете. Включите подростка в обсуждение и планирование покупок. Соберитесь всей семьей в начале месяца (когда все получат свои деньги: зарплаты, пенсии, стипендии) и сообща решите, сколько и на что в этом месяце будет тратиться денег. Сюда включается и оплата квартиры, транспорта, питания, покупок вещей, и личные средства для каждого члена семьи. Для наглядности все можно разложить по конвертам. Принимая участие в таких обсуждениях, подросток будет видеть, куда и на что потрачены финансы, а, значит, учиться реальному отношению к деньгам. Это может уберечь его от желания взять энную сумму без спросу. Ведь он будет знать, на что она отложена.

Если ребенок стал приносить домой чужие вещи, то не надо устраивать разбирательств нашел их подросток или украл. Правильнее будет просто запретить их использование подростком. Иногда вещь, действительно, дают поносить друзья. Среди подружек часто происходят «обмен кофточками». Это создает иллюзию у ребенка, что го гардероб постоянно меняется притом, что ничего не покупается. Такие вещи надлежит вернуть их хозяину. Постарайтесь внушить ребенку, что вещи – индивидуальны для использования, как зубная щетка или расческа. У каждого они должны быть свои. Можно, при случае, что-то взять у родственников, но не у чужих людей. И договоритесь с ним: когда ему захочется обновку, пусть скажет. Будут деньги на нее – вы непременно ее купите. Или возьмитесь за правило: каждый сезон (а их всего 4 в году) покупать своему ребенку одну новую вещь (естественно по его выбору). Это избавит подростка от вечных «мама, купи мне…».

Будьте внимательны к нуждам своего ребенка. Взрослые обычно покупают себе сами все, что им нужно. Подростки же лишены такой возможности в силу материальной зависимости от родителей. Если ребенок очень хочет приобрести какую-то вещь, начните вместе с ним откладывать на ее покупку деньги. Ведь тогда ребенок будет видеть, что родители искренне помогают его мечте осуществляться (пусть даже не так быстро, как того хочется). Тогда у него вряд ли возникнет желание огорчать родных «ворованным вкладом» в это дело.

Воспитывайте в ребенке чувствительность к требованиям той социальной среды, в которой он находится. Ведь социальная дезориентация может послужить причиной многих проблем: от неумения правильно строить отношения с окружающими до грубого нарушения социальных норм (в том числе вандализма и воровства).

Помните, что чаще всего в том, что дети воруют, виноваты сами взрослые. Неискренность, обманы «по мелочам», атмосфера недоверия и неправды в семье – все это приводит к нечестности самого ребенка. Он начинает считать, что так жить – единственно правильно. А при такой внутренней установке и до преступления моральных норм недалеко. И при этом, подросток не будет чувствовать угрызений совести, потому что в его семье все живут так.

Постарайтесь быть максимально честными со своими детьми. Выросший в атмосфере доверия ребенок редко когда опустится до краж. Ведь он знает, что может рассказать о своих нуждах своим родителям, и они его спокойно выслушают и помогут. Находите время для общения с подростком, разговаривайте с ним о проблемах, которые его волнуют, советуйтесь с ним, включайте максимально в жизнь семьи.

Что делать, если ребенок уже оступился?

Как уже было сказано, силовые меры — это только выход негативных эмоций, страха и бессилия взрослых, но не выход из создавшейся ситуации. После такой меры наказания подросток отдаляется от родителей. А его мысли начинают занимать не нравственная сторона поступка, а сумма, которую нужно украсть в следующий раз, но так, чтобы не быть пойманным. Озлобленность ребенка в таком случае может привести к повторному воровству, как способу мщения за унижение. Иногда подросток выбирает для этого криминальный путь, притягивая к себе и родителям еще большую беду. Постарайтесь сдержать свои первые порывы гнева, как бы трудно вам ни было.

Выбрать наиболее правильное решение, как себя вести в создавшейся ситуации вам поможет понимание мотива, который двигал подростком при воровстве. Серьезный разговор с ребенком о его поступке лучше провести, когда первая волна негодования и гнева уляжется. Ведь в порыве гнева можно наломать много дров. В этом разговоре важно без лишних эмоций и резких выражений дать понять, что проступок сильно огорчил и обеспокоил родителей. Постарайтесь выяснить у подростка причины, побудившие его оступиться. Проговорите с ним, что нужно сделать, чтобы это больше никогда не повторилось. Главное в этом разговоре – не запугать подростка, а еще раз донести до его сознания, что можно делать, а что нет.

При подобном разговоре не кидайте ребенку фразы типа «теперь ты станешь вором», это может непроизвольно запрограммировать его на дальнейшее правонарушения. Лучше употребите фразу «меня очень расстраивает, как такое могло произойти с тобой, честным и хорошим человеком». Подобное высказывание покажет подростку, что к нему продолжают хорошо относиться и не клеймят позором. К тому же в подобной фразе выражается и ваше отношение к случившемуся. И помните: в ваших словах может звучать осуждение поступка, но не самого ребенка!

Если ребенок взял из семейной копилки значительную сумму, что подойдет прием «ограничения всех». Подростку говорят, что унесенные им деньги были отложены на такое-то мероприятие (или покупку того-то), которое значимо для ребенка. Поэтому в течение некоторого времени, пока сумма снова не наберется, вся семья будет вынуждена отказаться от … (и дальше перечисляете от чего отказывается семья). Необходимым условием должно быть ощутимость этого «лишения» для провинившегося. Например, отказ от еженедельных совместных выходов на роликах, или оплаты за выход в интернет (если только интернетом пользуется не только подросток) и т.п. Ребенок должен понять, что его проступок касается не только его самого, он задевает всю его семью.