Строптивость близка и к негативизму, и к упрямству. Но протест малыша направлен не против мамы или папы, бабушки или дедушки, а против образа жизни, против порядков, которые существуют дома.

Говорить о том, что ребенок строптив, можно в том случае, если он отказывается делать то, что без колебаний делал раньше:

* не хочет идти на прогулку, а потом не хочет возвращаться;

* не хочет чистить зубы или чистит их полчаса;

* не хочет надевать свою пижаму, требуя другую;

* вместо чая требует кофе, кефир, сок, компот или молоко;

* отказывается вовремя идти спать.

Малыш не просто пытается настоять на своем, он еще и недоволен всем, что ему предлагают сделать взрослые.

Я смотрю на внучку и удивляюсь. Гуляли с ней всегда в парке за руку. А тут она не хочет мне дать руку, идет рядом, а руки в карманы засунула, будто мы чужие. В песочнице играть не захотела и быстро пошла в другую сторону, а я за ней бегу.

Советы родителям

1. Строптивость дает ребенку возможность испытать всю гамму эмоций: злость и радость, удовольствие и любопытство, настойчивость и неприятие, печаль и разочарование.

Зачастую мы лишаем детей возможности приобретения жизненного опыта, который должен помочь им научиться чувствовать, переживать, понимать свои желания и потребности. Позже такой опыт должен помочь ребенку научиться сочувствовать. А пока помочь сыну или дочери должны вы. Плачущему можно сопереживать, утешая; грустного – расспросить, что с ним; любопытному – рассказать историю и т.д.

2. Общение с близкими взрослыми эмоционально укрепляет ребенка.

Вот несколько упражнений, которые помогут ребенку научиться разбираться в своих чувствах и эмоциях.

Игра «Покажи лицо»

Попросите ребенка.

«Улыбнись»: как хитрая лиса, как веселый мальчик, как добрый волшебник, как цветок, как птичка и т.п.

«Разозлись»: как Баба-Яга, как ветер, как волк, как девочка, у которой отобрали куклу.

«Нахмурься»: как папа, как осенний дождик, как хмурый денек.

«Устань»: как бабушка, как мама после стирки и уборки, как папа после работы, как белочка, которая весь день прыгала.

Рассмотрите с ребенком семейный альбом.

Учите малыша понимать настроения людей, запечатленные на снимках. Что чувствовали мама, папа, сам малыш, когда их фотографировали; радость, грусть, восторг, удивление, испуг, удовольствие, огорчение.

3. Проявляя своеволие, малыш чувствует себя удовлетворенным, потому что он понимает, что способен что-то сделать сам и принять решение наперекор правилам, установленным в семье.

Если своеволие не вредит здоровью ребенка – не мешайте ему, пусть убедится: если долго чистить зубы – не посмотришь вечернюю сказку, а если не сложить книги, то потом трудно найти нужную, чтобы мама почитала перед сном.

Своеволие означает переход ребенка от состояния беспомощности к независимости. Упрямство, негативизм, строптивость – пути преодоления препятствий маленьким человеком, который начинает осознавать свои силы и проверять их.

Если малыш не научится выигрывать, осуществлять свои планы и удовлетворять потребности, то, взрослея, он может избегать ответственности даже за свою собственную жизнь, обвинять других в своих неудачах и оправдывать своё бездействие.

4. Воспитывайте у ребенка способность принимать собственные решения, иметь собственное мнение, отвоевывать собственное жизненное пространство.

У детей проявляется инстинктивная потребность спрятаться, сузить свое жизненное пространство, забраться в уютное убежище (укрыться под столом, между стульями, в шкафу) — построить себе домик.

Помогите малышу сделать домик из диванных подушек, чтобы он мог укрыться в собственном гнездышке и поиграть наедине с собой.

В детском саду был проведен эксперимент. В одной группе трехлетние дети играли, как обычно в просторном помещении, а в другой – в небольших марлевых домиках.

Через две недели воспитатели и родители отметили, что малыши из второй группы стали гораздо спокойнее, реже плакали и ссорились, легче и быстрее знакомились.

В собственном, небольшом пространстве у трехлетнего малыша возникает ощущение отгороженности, он чувствует себя увереннее, избавляется от внутреннего напряжения.

Деликатность и еще раз деликатность

В момент кризиса трех лет малыш очень эмоционален, раним, ревнив, помнит зло. Будем же доброжелательны, терпеливы, тактичны с нашим малышом, оставим неуместные насмешки и иронию.

Чарльз Дарвин писал о своем сыне Додди, что после двух с половиной лет «он сделался очень восприимчивым к насмешкам и до того подозрительным, что нередко, если люди разговаривали между собой и смеялись, он думал, что смеются над ним».

Из книги Ольги Шелопухо «Ох уж эти дети… Советы психолога»