Как только ваш ребенок начинает осознанно совершать какие-то уж совсем безобразные поступки или же сам устанавливает правила поведения с другими людьми, вам необходимо брать ситуацию под контроль. Далее мы поговорим о нескольких техниках, которые помогут вам это сделать. В следующий раз мы поговорим о технике, которую условно назовем «Тайм-аут». Эти техники применимы к детям в возрасте от двух до пяти лет. Сегодня же мы обсудим общие моменты, о которых необходимо помнить родителям, приступая к «воспитательным» действиям.
Чем раньше вы начнете воспитывать и учить своего ребенка, тем ваши усилия дадут результат. Речь ни в коей мере не идет о подавлении личности ребенка или о каком-то оскорбительном поведении, вы просто поясните, покажете и простимулируете те образцы поведения, которые, во-первых, являются социально одобряемыми, а во-вторых, помогут и ему, и вам общаться и со сверстникам, и со взрослыми людьми. Помните, что до достижения двухлетнего возраста применять методики, которые будут описаны ниже, не имеет смысла, так ребенок в силу своего психического развития еще не сможет понять, что вы пытаетесь его чему-то учить.
Основной причиной плохого поведения в возрасте от двух до пяти лет у детей является желание привлечь внимание взрослых. Еще одной причиной является ревность, как правило, к младшим братикам и сестричкам. Ведь с появлением второго и последующего детей центр внимания смещается от старшего ребенка и между детьми начинается соперничество за ваши ласки, слова и совместное времяпрепровождение. Существует две важных момента, которые необходимо помнить, приступая к обучению детей:
Будьте последовательны. Не меняйте правил. Один раз уставновленным правилам поведения в вашей семье должны следовать оба родителя и не противоречить друг другу. Ребенок, от которого дисциплины требует только один родитель, с очень большой вероятностью обратится к другому, который его не только будет баловать, но и сведет на нет ваши усилия по воспитанию малыша. Правило «плохой полицейский – хороший полицейский» работает, как правило, только в высокобюджетных голливудских фильмах, а в вопросах воспитания не только не помогает, но и вредит.
Действуйте немедленно. Не откладывайте свои решения. Дети в возрасте 2-5 лет еще не обладают столь развитой памятью, чтобы долго держать события в голове, поэтому они не смогут соотнести ваши действия со своими проступками.
Когда дисциплиной можно поступиться
В некоторых ситуациях воспитательные действия можно приостановить, так как они не только не будут вести к положительному результату, но и будут вызывать у вашего малыша только негативные реакции. Итак, «воспитательными» действиями можно поступиться:
* Если малыш болеет или еще не восстановил силы после болезни.
* Если не до конца ясно, кто виноват в случившемся. Никогда не наказывайте ребенка, не выяснив точно, что произошло. Ведь получив незаслуженное наказание, в дальнейшем малыш может начать врать, чтобы избежать санкций с вашей стороны.
* Когда ребенок шокирован произошедшим и сам чувствует свою вину за случившееся. Не надо усугублять душевное состояние ребенка. Что стоит сделать, так это обсудить случившееся, вместе понять, почему так произошло и что нужно сделать, чтобы в будущем этого не повторялось.
* Когда в вашей жизни что-то резко меняется, например, появляется младший ребенок, вы переезжаете на новое место жительства и т.д. Не стоит дополнительно перегружать детскую психику, которая в таких случаях итак работает на «износ».
* Не наказываете малыша дважды за один и тот же проступок. В том числе, и в случае, если ваш супруг уже отреагировал на детские шалости – инцидент уже исчерпан.
Основная идея данной техники дисциплинирования ребенка состоит в том, чтобы на несколько минут «удалить» его с поля действия и дать ему время, чтобы остыть, обдумать свое поведение и быть готовым извиниться за него.
Цель пятиминутной изоляции ребенка заключается в следующем: он должен постепенно учиться понимать, что любой поступок, а тем более, плохой, имеет свои последствия. Тайм-аут не только продемонстрирует ребенку то, что он переполнил чашу вашего терпения или нарушил важное правило, он продемонстрирует, собственно, где лежит граница дозволенного.
Техника Тайм-аута не обязательно подразумевает под собой перемещение в другую комнату, иногда остаточно вывести ребенка из игровой зоны в комнате, отойти в угол и т.д. Если вы все-таки увели ребенка в другую комнату в квартире, убедитесь, что в ней находится минимальное количество раздражителей, которые будут его отвлекать от обдумывания своего поведения. Глупо думать, что, попав в комнату полную игрушек или в комнату с включенным телевизором, ребенок не будет отвлекаться и не сведет на нет все ваши воспитательные действия. Помните, ребенку должно быть скучно, первостепенная цель – обдумывание своих поступков и проступков.
В качестве примера неправильного использования техники рассмотрим следующий случай: семья с двумя детьми (возраст 6 лет и 2 года). При плохом поведении родители отправляли детей в спальню. Налицо противоречие между целями и средствами. С одной стороны, детей действительно изолировали для осмысления своего поведения. С другой стороны, их отправляли именно в ту комнату, которая чаще всего является одной из наиболее комфортных и удобных в доме, тем самым, стимулируя появление негативных ассоциаций «спальня-наказание». Старайтесь избегать смешивания важных понятий.
Итак, как же действует техника «Тайм-аута» при правильном её использовании в жизни? Продемонстрируем её на простом примере: ваш четырехлетний сын, приревновав свою младшую сестренку (братика), оттолкнул её от вас и кинулся в нее игрушкой. Девочка упала и заплакала. Сын повел себя неправильно. Вы, оказавшись в такой ситуации, либо впадете в бешенство, либо в панику. Первым делом, вам необходимо проверить, все ли в порядке с младшим ребенком, а затем последовательно предпринять следующие шаги:
Первое – Предостережение.
Подойдите к сыну, присядьте так, чтобы ваши лица оказались на одном уровне и посмотрите ему прямо в глаза. Авторитетным тоном, не терпящим возражений, скажите ему примерно следующее: «Такое поведение неприемлемо. Мы не толкаем людей и не кидаемся в них вещами. Это неправильно. Пожалуйста, не делай так больше».
Предостережение является одним из ключевых моментов использования техники Тайм-аута при воспитании детей. Оно дает ребенку шанс скорректировать свое поведение в соответствии с принятыми в вашей семье правилами. Если вы опустите Предостережение, то можете дальше не пытаться воспользоваться обсуждаемой техникой, пропуск этого шага ведет к безрезультатности ваших дальнейших усилий.
Второе – Ультиматум.
Через 5 минут после разговора ваш сын вновь поступает также по отношению к младшему ребенку. В этот раз тем же авторитетным голосом вы ставите ему ультиматум: «Я просила тебя не толкать сестренку и не бросаться в нее игрушками. Ты ведешь себя очень плохо. У нас не принято так себя вести. В следующий раз я отправлю тебя в другую комнату (отсажу, поставлю в угол и т.д.)».
Третье – Тайм-аут.
Как только такое поведение повторяется, сразу же предпринимайте активные действия и уводите ребенка в другую комнату (другой угол, за другой стол, стул и т.д.). Насколько долго его можно оставить «вне» зоны активных действий, напрямую зависит от его возраста: так для двухгодовалого малыша достаточно и пары минут, чтобы «прочувствовать» изоляцию, для четырехлетнего порог возрастает уже до 5 минут.
Четвертое – Объяснение.
Как и стадия Предупреждения, Объяснение носит ключевой характер. До того, как вы отойдете от ребенка, поясните ему, почему он «берет тайм-аут»: «Мы не толкаем людей и не бросаемся в них вещами. Это плохо, потому что ты можешь кого-нибудь поранить или сделать кому-нибудь больно. Ты останешься сидеть здесь на 5 минут. Подумай о том, что ты сделал. Когда 5 минут закончатся, я подойду к тебе. Я хочу, чтобы ты извинился. А сейчас оставайся здесь».
Пятое – Извинение.
Если ребенок попытается зайти в комнату, слезть со стула или подойти к вам, верните его назад и повторите Объяснение. Не оставляйте его одного более пяти минут. К окончанию тайм-аута попросите его извиниться. Но, если же он подойдет к вам с извинением раньше, чем истекут 5 минут, пусть он останется с вами. Он также должен пояснить, за что он извиняется. «Извини» - это шаг в правильном направлении, а «Извини за то, что я тебя толкнул» - гораздо лучше.
Шестое – Похвала.
Похвалите малыша, когда он извинится за свой проступок. Это очень важно Вы должны показать ребенку, что действительно простили его за плохое поведение: «Спасибо! Вот так гораздо лучше». Это вы можете уже обычным тоном, поверьте, малыш почувствует разницу.
Седьмое – Вот и все!
Как только ребенок извинился за плохое поведение, а вы похвалили его за осознание этого, инцидент исчерпан. Пригласите его поиграть или все вместе почитать книгу, или присоединиться к чему-то еще, чем вы занимались ранее. Он получил урок, и теперь дайте ему шанс попробовать исправить ситуацию хорошим поведением.
Прежде чем начать применять технику «Тайм-аута», помните о том, что все ваши действия должны быть последовательны и согласованы с вашей второй половиной. Также не стоит пропускать хотя бы один из перечисленных шагов, если вы пропустите Предупреждение и Ультиматум и сразу же перейдете к Тайм-ауту, техника не сработает, и вы просто обидите ребенка, потратите время и не научите его ничему новому.
Дерзайте!
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Дети
- →
- Воспитание
- →
- Как скорректировать поведение ребенка
Воспитание
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат
Как скорректировать поведение ребенка
Оригинал
yavsemogu.ru
Из выпуска от 24-09-2010
рассылки "Я все могу" - советы по раннему развитию и воспитанию детей
Автор: