К моменту поступления в школу каждый ребенок должен уметь обслуживать себя, общаться с одноклассниками, соблюдать правила поведения. Неумение общаться, находить общий язык со сверстниками становится порой преградой, обходить которую очень непросто. Речь идёт о личностной готовности к школе.

Зачастую бывают такие ситуации, когда мама или папа проявляют строгость к малышу, а любящие бабушки и дедушки, берут его под своё "тёплое крылышко". "Успеет ещё, научится", — успокаивают себя мама с папой, бабушки и дедушки. А время всё идёт. Настаёт пора, и подросший малыш уже идёт в школу.

А ведь ему будет совсем не просто, если к этому моменту у него не будут сформированы первоначальные нормы и правила поведения. Такие ребята не умеют и даже стесняются поздороваться, извиниться и спросить о чём-то — тоже проблема, им сложно найти общий язык с одноклассниками. Встревожены и родители, они понимают, что упущено много времени…

Поэтому в процессе подготовки к школе ежедневно прививайте ребёнку правила и нормы поведения. А помогут вам в этом непростом деле — эти полезные игровые занятия.

"Вежливые слова"

Участвующие в игре по очереди бросают мяч, называя вежливые слова. Игру можно усложнить, предложив называть, например, только слова приветствия, благодарности и т.д.

"В магазине вежливых слов"

Взрослый объясняет игровую ситуацию: "На полках в магазине стояли вежливые слова. Среди них были слова благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста); приветствия (здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер); извинения (простите, извините, очень жаль); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи). Но вдруг из открытой двери подул ветер, все слова упали и перепутались. Надо их снова расставить по полкам". Для проведения такой игры нужно сделать карточки с указанными словами.

"Как пройти в…"

Попросите ребёнка с помощью норм речевого этикета спросить, как пройти к зоопарку, бассейну, метро, музею.

"Волшебный стул"

Если малыш грубит взрослым, можно провести такую игру. Любой из стульев, который есть в квартире, назовите "волшебным стулом", посидев на котором человек перестаёт хамить. Если малыш по-прежнему грубит, попросите его подольше посидеть на этом стуле, прислушаться к себе и постараться больше так не делать. Игру можно проводить несколько другим способом: выбрать несколько "волшебных стульев" и назвать их теми качествами, которых не хватает ребёнку. При возникновении сложностей, разрядите ситуацию тем, что предложите малышу посидеть на стуле вежливости или стуле хороших манер.

"Приветливые люди"

Придумайте с ребёнком диалог о культуре поведения между людьми разных профессий. Например: между учителем и учеником, продавцом и покупателем, водителем и пассажиром и т.д. Можно включить в игру и отношения между членами семьи: между приветливой бабушкой и внуком, братом и сестрой и т.д.

"Моё сравнение…"

Попросите ребенка нарисовать, с кем можно сравнить воспитанного человека. Например, с солнышком, потому что каждое утро оно здоровается со всеми. Это игровое задание можно повторить и немного позже, когда сын или дочь подрастут. Сравните работы ребёнка разных лет.

"Скромный человек"

Поразмышляйте с малышом над такой ситуацией: как поступит скромный человек, если получит в подарок самые невероятные вещи — ракету, самолёт, красивую машину, волшебный замок и т.д.

"Украшение скромности"

Если ребёнок не отличается скромностью, придумайте и вместе изготовьте "украшение (ожерелье) скромности". Это могут быть бусы из любого природного. Объясните ему, что это волшебное украшение, которое учит людей скромности. Найдите специальное место для него в квартире, и, если ребёнок будет забывать о скромности, снова предлагайте надеть его и задуматься.

"Пусть всё хорошее не забывается!"

Познакомьте ребёнка с пословицей: "Хорошее приметишь — на плохое не оглянешься". Попросите ребенка закрыть глаза и вспомнить всех хороших людей в своей жизни; всё хорошее, что с ними когда-либо случалось; все прекрасные места, где они когда-либо бывали; поступки, которыми они могут гордиться и т.д.