Что делать с детской жадностью? Как поступать родителям, если на площадке, в очередной раз, их малыш отказался поделиться машинкой, или совочком с товарищем по песочнице.

Всегда такой послушный и покладистый мальчик, или ласковая девочка, вдруг топают ногами, прячут машинку, или любимую куклу за спину и убегают. Первая реакция родителей, в большинстве случаев, это стыд. Ещё бы, в их семье растёт ЖАДИНА! Мама просит, уговаривает, а зачастую просто вырывает силой у малыша заветную игрушку, и отдаёт ребёнку, который её потребовал. Правильно ли поступает мама? Ведь ребёнок в 2 -3 года всегда эгоцентрист, и говорить о жадности, как свойстве характера в этом возрасте ещё очень рано. Для малыша, на первом месте - он сам, а все остальные люди, лишь дополнение. Немалую роль в этой расстановке приоритетов играют и сами родители. Ребёнок очень часто является центром, вокруг которого крутится жизнь всех остальных членов семьи. И как можно требовать от него добровольно и беспрекословно отдать свою игрушку другому ребёнку?

Кроме того, в этом возрасте, дети очень болезненно воспринимают расставание со своими вещами. Игрушка для ребёнка, точно такой же предмет личного пользования, как для мамы, например, губная помада, или любимые солнцезащитные очки. Вы ведь не отдадите свои очки незнакомой, или даже знакомой девушке, которая скажет, что очки ей очень понравились, и она бы хотела, чтобы Вы ей их отдали. Конечно, нет! Это просто бред! Так почему же мы требуем от своих малышей, делиться самым ценным, что у них в этот момент есть: любимой машинкой, или новым сортером?

Но вернемся к ситуации, когда мама забрала у ребёнка игрушку, и отдала её другому малышу. С точки зрения психологии, становится немного понятным нежелание ребёнка отдавать свою собственность. И вот мама, самый родной и близкий на свете человек – забирает насильно игрушку и отдает другому мальчику. Давайте на минутку задумаемся, что может чувствовать в этот момент 2-3- х летний ребёнок? Обиду? Боль? Злость? Разочарование? Неуверенность в себе? Неуверенность в маме? Или собственную беспомощность? Наверное, все эти чувства сразу. Мама отдала мою машинку Мише, значит, она любит его больше чем меня? Почему? Чем Миша лучше меня? Разрешая, раз за разом, конфликт, таким способом, мама рискует вырастить из своего сына неуверенного в себе, слабохарактерного человека, без внутреннего стержня.

То, что мы, взрослые, обычно называем жадностью, для малыша всего лишь очередная ступень в нелегком процессе познания окружающего мира и себя в этом мире. В лексиконе малыша появляется слово «МОЁ»!

Кроме того, таким образом, ребёнок может «прощупывать» границы дозволенного – поэтому, жадность иногда проявляется в отнимании игрушек и других деток.

Пути решения.

Если ребёнок совсем маленький, лучшим вариантом будет просто отвлечь его. Покажите проезжающую мимо машину, пролетающую птичку и т.д. Когда внимание переключено, постарайтесь увлечь малыша другой игрой. Ещё один вариант – предложить поменяться. Ярко и красочно опишите ребёнку, как интересно вам будет играть в футбол Наташиным мячиком, или построить гараж для Колиного самосвала, а ребята в это время пусть поиграют вашими формочками.

Когда же жадничать начинает уже вполне сознательный трехлетка, отвлечь которого машинкой, или пролетающей птичкой уже не получится, можно попробовать такой вариант. Договоритесь с мамочками, которые гуляют с вами, что во время прогулок, на площадке, как на «общем месте», все игрушки на время тоже становятся общими. Затем, объясните это правило детишкам. Во время прогулки, совсем неважно, какая игрушка кому принадлежит. Правило одно – каждый малыш может брать любую игрушку, с которой в данный момент никто не играет. То есть нельзя забирать у другого ребёнка из рук игрушку, даже если она принадлежит тебе. Нужно либо подождать, пока освободится эта игрушка, либо взять другую. Как показывает практика, дети очень быстро схватывают эти правила, и конфликтов, в коллективах, в которых игры детишек были организованы подобным образом, практически не бывает.

Когда мой трехлетний сын, играя на площадке, пытался забрать у другого ребёнка свой совочек, я просто в который раз объясняла ему это несложное правило и настаивала на его выполнении. Если ребёнок отказывался выполнять – пожалуйста, пойдём домой. На этом, все наши конфликты обычно исчерпывались.

Большую роль играет и ваш личный пример. Допустим, весной появляется первая клубника. Сразу её очень мало – всего 7-8 ягод, но вы делите эти ягоды поровну, между всеми членами семьи. Другое дело, что мама с папой, съев по ягодке, могут скорчить гримаски и сказать, что уже сыты и больше не хотят. Но смысл в том, что изначально, всем досталось одинаковое количество ягод.

Ещё один совет. Собираясь на улицу, оставьте тома самые дорогие и любимые игрушки. Берите с собой только то, с чем в принципе, не жалко будет и расстаться, те игрушки, которые уже надоели, или не очень нравятся малышу. Возможно, реакция на то, что кто-то из детей возьмет на время покатать нелюбимую машинку, будет не столь бурной, а при удачном стечении обстоятельств, её вообще не будет.

К четырём-пяти годам, дети начинают понимать, что играть вместе гораздо веселее и интереснее, чем в одиночку. А во время совместных игр, ребята обязательно научаться обмениваться игрушками друг с другом. Только в этом случае, делиться они будут от чистого сердца, то есть не насильно, что очень важно!

И вообще, моё глубокое убеждение, что настоящие жадины, чаще всего врастают из тех детей, которых вечно заставляли делиться.

автор: Элина Киян источник: www.detochka.ru