Возможно, мою методику изобрели задолго до того, как я появилась на свет. Но идея именно такого способа – легкого и, главное, не занудливого, обучения письму дошколят пришла в мою голову с опытом и порадовала меня столь быстрым результатом, что я вправе называть её «моей методикой».

Как известно, в русском языке 33 буквы. Ровно 30 дней нам с вами понадобится, чтобы научить дошкольника быстро писать печатными буквами. Почему 30? Потому что на написание пар Е/Ё, И/Й, а также Ъ/Ь мы отведем по одному дню.

Прежде чем приступить к делу, мне хотелось бы донести до родителей важную информацию.

Я знаю, что все детки разные, но я не рекомендовала бы нагружать письмом ребёнка в возрасте до пяти с половиной лет. Буквы для него – абстракция, причём довольно-таки скучная. Лучше порисуйте. Если же вам дарован «вертун и хохотун», то время терпит посадить его за стол после шести лет. Он быстро наверстает отставание. Ещё одно важное условие: чтобы писать буквы, надо узнавать их на листе. Даже неуверенно читающий малыш освоит письмо куда быстрее своего не читающего сверстника.

Не мучайте ребёнка написанием одной буквы, доводя её до идеала. Это раздражает, как раздражает нас самих длительная неинтересная работа. Написание одной буквы должно занимать максимум 2 строки.

Не спешите доставать кошелёк, самые лучшие прописи можно скачать в Интернете бесплатно и распечатать на работе. Выбирайте такие прописи, чтобы на строке уместилось максимум 10 букв, не надо выбирать шрифты для первоклассников, пусть малыш пишет более крупно. Его задача на этот момент – запомнить сам принцип написания.

Не требуйте идеального письма, требуйте старания. Работайте карандашом. Если малыш решил схалтурить, попросите его стереть некрасивую букву и переписать. Но требуйте исправлений только в том случае, если малыш действительно решил поскорее отделаться от вас, а не в том, когда он старается, но у него не получается.

Пишите по одной букве в день, очень важно не пропускать ни дня. Всё занятие займёт у вас не более 20 минут. Вечерние «послесадовские» часы тоже подходят. Ребёнок не успеет устать. Скажу больше: дети вообще не устают от того, что им нравится.

Пишите буквы строго по алфавиту. Этим вы убьете ещё одного зайца: выучите алфавит или большую часть его.

Вы можете показать написание буквы на отдельном листе, а можете первые 2-3 буквы в строке написать с малышом вместе, ведя его руку, показывая, с какого места следует начать письмо. Тем самым вы поможете его руке «запомнить» движение. Если малыш упорно пишет не с того места, ставьте ему цветным карандашом или фломастером точку на строке, с которой следует начать. Не сердитесь, ставьте точку столько раз, сколько требуется. Поверьте, вам не придется ставить ему точки до старости. Как только у него начнёт получаться, он сам откажется от ваших услуг.

Любая работа должна иметь смысл. Только конкретная цель делает её интересной, а интерес, в свою очередь, побуждает любого человека к действию. И ребёнок в этом деле не исключение.

Поэтому, потратив 4 дня и прописав первые четыре буквы алфавита, добавьте задание, ради которого ребёнок и старается. Смысл задания заключается в том, чтобы разгадать загадку, т.е. слово, зашифрованное в картинку, и написать его. Распечатайте (вырежьте и наклейте или нарисуйте) картинки с простым и понятным названием, например, с кошкой.

Рядом с картинкой проставьте столько нижних подчёркиваний, сколько букв в слове (в нашем случае 5). Над каждой чёрточкой малыш должен будет вписать знакомую ему букву. Ещё не знакомые ему буквы впечатайте (впишите) самостоятельно. Если ребёнок усвоил буквы от А до Г, то слово КОШКА, будет выглядеть: К О Ш К _.

Ребёнок будет очень рад «угадать» слово. Над каждой чёрточкой малыш вписывает недостающие буквы. Делается это так: он пишет букву и читает написанное, пишет следующую и снова читает. Это позволит ему лучше чувствовать звуки русского языка, соотносить их с буквой, знать их место в слове, ведь ему придётся не раз произнести слово вслух, прежде чем написать его.

Старайтесь избегать слов наподобие «МОЛОКА», когда слышится одна буква, а пишется другая.

Итак, рецепт: две строчки и пять слов с картинками в день в течение месяца.

Чем дальше следует малыш, тем меньше вписанных вами самостоятельно букв и тем длиннее слова. Как только вы дойдете до «Т», почти все буквы будут заполняться самим малышом, поскольку последующие буквы используются в языке реже.

С этого момента можно попросить ребёнка подписывать свою работу, ставить имя и фамилию. Ничего не выбрасывайте, изучите листы, исписанные им. Вы заметите, что какие-то буковки даются ему не сразу. Если, например, «З» упорно крутится не в ту сторону, просто добавьте слова с непослушной буквой. Очень хорошо помогает соревнование, когда мама и малыш пишут одну строчку с проблемной буквой, стартуя в одно и то же время. В ходе такого соревнования вы пропишете ещё несколько строк, и навык ребёнка в итоге закрепится.

Как я уже говорила, буквы для ребёнка – абстракция, которую нельзя пощупать, поиграть с ней, поэтому вместо того, чтобы убеждать его в необходимости письма, полезней «материализовать» алфавит.

Делать это лучше в тот момент, когда вы только приступаете к письму, когда ваша рука ведет руку ребёнка. Например, если малыш знает, что у буквы Б есть «спинка, животик и шляпка», а Ё отличается от Е «глазками», правильное написание начнется быстрей.

Как видите, не надо быть Макаренко, чтобы научить ребёнка писать. И не надо рассчитывать, что кто-то сделает это за вас: бабушки, няня, воспитатель и т.д.

Спустя две недели от начала занятий ребёнок начнёт заполнять места над чёрточками быстро, воспроизводя на бумаге слово на слух. Почему умение писать так важно для малыша? Потому что чем больше ты умеешь, тем меньше ты переживаешь. Вам придется лишь поддерживать это умение до того момента, когда вы решите, что время прописных букв пришло.

Автор: Ирина Литновская