Россия, как и весь мир, п­ереживает бум рождения близнецов. За последние 10 лет они стали появляться на свет почти в 2,5 р­аза чаще!

О проблемах, которые типичны для семей с близнецами, рассказывает Надежда Зырянова, доцент кафедры психогенетики МГУ им. Ломоносова, кандидат п­сихологических наук.

За себя и за того

— По данным Фонда соцстраха, в 2006 г. в стране родились 8374 двойни и 103 тройни, а в 2014-м — уже 18 315 двоен и 269 троен. Причина роста — распространение метода искусственного оплодотворения (ЭКО). Особенно часто при ЭКО рождаются так называемые разнояйцовые близнецы. Напомню: однояйцовые дети развиваются из одной клетки, которая была оплодотворена одним спермато­зоидом. Их гены полностью совпадают, по­этому такие дети на одно лицо. Разнояйцовые же близнецы развиваются из разных яйцеклеток, которые были оплодотворены разными сперматозоидами, поэтому их гены совпадают примерно на 50%.

С самого рождения любые близнецы настроены друг на друга, они как единое целое. Осваивая речь, близнецы сначала говорят про себя «мы» и только потом учатся говорить «я». Сначала откликаются не только на своё имя, но и на имя близнеца.

Близне­цам не нужны слова, чтобы понять друг друга: достаточно взгляда, жеста, мимолётной гримасы... Очень часто они пользуются «автономной» речью, непонятной для окружающих. Но из-за этого их развитие речи начинает отставать от сверстников, а значит, может отставать и умственное развитие в целом.

Внутри своего танде­ма близнецы очень часто распределяют роли. Например, один может полностью отвечать за общение с внешним миром. Или одному достаётся роль «внутренней совести» — он оценивает поступки обоих, делает выводы, даёт рекомендации. Случалось, что один близнец в школе считал за себя и за брата, а другой за обоих писал. И они искренне не понимали, зачем им учиться делать одно и то же.

Такое распределение ролей может сохраняться всё детство и юность, а потом, когда дети вырастают, оказывается, что они и во взрослой жизни не могут друг без друга: не готовы создать семьи, трудоустроиться.

В семье близнецы выступают как очень сильная и сплочённая подгруппа, потому что в ней есть «второй, такой же, как я». Часто близнецы объединяются с одним из родителей и заставляют его играть по своим правилам. Если близнецы мальчики, они обычно берут в союзники маму. Девичья же пара нередко бывает так сильна, что и оба родителя с трудом с ней справляются.

Если близнецы разно­полые — в паре чаще лидирует девочка, потому что девочки быстрее развиваются. Но девочка раньше взрослеет, влюбляется, а брат остаётся один на один со своими детскими интересами и болезненно переживает изменение отношений с сестрой.

Похожие на «близнецовские» отношения зачастую возникают и у братьев — сестёр, имеющих небольшую разницу в возрасте.

Тактика родителей

Что же делать семье, чтобы каждый из детей состоялся как индивидуальность?

Прежде всего воспринимать его как самостоятельную личность, а не как половинку единой пары и следить, чтобы окружающие поступали так же.

Никогда не покупать малышам одинаковую одежду, делать разные стрижки.

На день рождения дарить не одну игрушку на двоих, а каждому свой подарок, которым ребёнок имеет право с близнецом не делиться. И даже именинных пирогов печь два.

Никогда не зовите близнецов: «Дети, идите сюда», — а каждого — в отдельности. И попеременно первым произносить имя то одного, то другого, чтобы не вызывать ревности.

Находить время с каждым ребёнком говорить наедине.

Если один ребёнок всё время лидирует, надо подчёркивать достоинства слабого. Нельзя, чтобы близнец его психологически забивал.

Нельзя сравнивать школьные успехи близнецов. Сравнивать можно только успехи ребёнка с его же собственными прежними достижениями.

Готовить уроки близняшки должны по отдельности, и пусть каждый тратит на них столько времени, сколько ему требуется. Просите учителей не давать им общих заданий. Хвалите обязательно и одного и другого, каждого за своё.

Автор: Марина Матвеева