Для любого ребенка игрушки – это самые важные вещи в жизни. У каждого возраста есть свои игрушки, которые интересны и полезны малышу. Правильно подобранные игры, куклы, машинки, погремушки служат не только развлечением, но и развивают навыки и умения ребенка. Рассмотрим, какие игрушки нужны детям до года.

До 1 месяца. Сразу после рождения игрушки ребенку совершенно не нужны. Ему достаточно общения с окружающими его людьми.

1 – 3 месяца. С месяца у малыша начинается формирование механизмов слухового и зрительного восприятия. Он уже фиксирует взгляд, следит за предметами, практически все свободное время к чему-то прислушивается и что-то рассматривает. Это самое подходящее время для первых игр. Иногда сложно себе представить, как поиграть с ребенком, которому нет еще и трех месяцев. Начните развивать зрительный аппарат малыша. Возьмите большую, яркую погремушку, задержите ее на расстоянии 40 см от глаз крохи. Когда ребенок зафиксирует взгляд, медленно отведите погремушку в сторону, затем – в другую. Можно вкладывать погремушку в ручку ребенка, он еще не сможет полноценно ею играть, но будет подносить к лицу, чтобы лучше ее рассмотреть. Так игрушка будет стимулировать целенаправленные движения крохи. При этом важно, чтобы погремушки для этого возраста были легкими.

3-6 месяцев. В этот период расширяется набор освоенных ребенком движений. Он не только двигает ручками и ножками, но и начинает осваивать навыки перемещения, поэтому нужно давать малышу больше пространства и разнообразить игрушки. Так как ребенок начинает воспринимать предметы на ощупь, желательно чтобы его игрушки были разнообразными по фактуре, размеру и форме. Резиновые животные-пищалки, самые простые музыкальные инструменты, куклы-неваляшки – далеко не весь арсенал, который привлекает кроху в 6 месяцев.

Игрушки в этом возрасте являются инструментом способствующим развитию тактильного, зрительного, слухового восприятия и двигательной функции. Когда ребенок прикладывает усилия для того, чтобы обладать интересующим его предметом, формируется одна из важнейших способностей человека – действовать осмысленно и целенаправленно.

На данном этапе важно, чтобы большое количество игрушек не перегружало внимание малыша. Игрушек должно быть несколько и они должны быть разными, но не стоит давать их все сразу. Позвольте крохе разобраться с барабаном, когда он ему наскучит, предложите пищащую уточку. Периодически прячьте некоторые игрушки, и через несколько дней он будет радоваться им, как новым.

6-9 месяцев. Сейчас двигательные навыки малыша усложняются и обогащаются. Он уже пробует вставать и свободно перемещается по комнате на четвереньках, пытается захватывать предметы мальчиками. В этом возрасте очень важно научить ребенка играть: показать, как едет машинка, как играть на дудочке, как нажимать пальчиком на кнопочки, как толкнуть мячик, чтобы он покатился. В этот период малыш еще играет со старыми погремушками, но его все больше начинают привлекать более сложные игрушки: кубики, конструктор, машинки, пирамидки. Сейчас самое время задуматься о том, как сделать игрушку для ребенка своими руками. Очень легко сделать книгу из ткани. Вырежьте разноцветные лоскутки одинакового размера, с одной стороны пришейте какую-нибудь аппликацию (солнышко, домик, грибочек). Затем сшейте три стороны прямоугольника между собой, посередине вставьте картон нужного размера, сшейте четвертую сторону и все страницы между собой – книга готова! Самое ценное в такой книге домашнего производства – это ее безопасность для малыша. Полугодовалые дети все пробуют на вкус, а обычная бумага не приспособлена к такому экстремальному использованию, быстро размокая, она может остаться у ребенка во рту.

В этот период практически все взрослые знают, как поиграть с ребенком. Ему уже интересны такие простые игры, как «шу-у, полетели», «ку-ку», «ладушки».

Настоящим прогрессом в жизни детей 9-12 месяцев становится ходьба. В связи с этим малышу будут интересны игрушки-каталки, небольшие коляски, машинки на веревочке. Кроме того, в этот период кроха начинает интересоваться взрослой жизнью. Ему нравится повторять то, что делают его родители: заплетать волосы, мыть посуду, гладить, стирать, пылесосить, готовить еду. И хорошо, если для этого у малыша есть все необходимое: набор посудки, игрушечный утюг, мини-мясорубка, набор парикмахера.

Любимые всеми матрешки, юла и барабан тоже подходят для этого возраста. Малыш учится рассчитывать свою силу, оттачивает координацию движений.

Самое важное для безопасности годовалых детей, чтобы все игрушки были достаточно прочными, так как малышу непременно понадобится бросить машинку, чтобы посмотреть, что с ней после этого случиться. По-прежнему, нужно избегать игрушек с мелкими деталями, кроха не перестает пробовать все на зуб.

Резюмируем: все познавательные процессы в первый год жизни крохи тесно связаны с игрой. Поэтому важно следить, чтобы игрушки ребенка подходили по возрасту, стимулируя развитие необходимых навыков и умений. Кроме того, все машинки, пирамидки, куклы, конструкторы и другие принадлежности должны быть безопасными, не имели мелких частей и хрупких деталей.