Когда на улице встречаются мамы годовалых малышей - они с взаимным интересом расспрашивают друг друга об успехах малышей в ходьбе. Пройдет еще каких–то полгода, а возможно и меньше, и первым вопросом мам ровесников будет: «А вы уже говорите?»

Мамы бывают разные. Одни утверждают, что малыш «уже пошел», хотя он еще только перебирает ногами, крепко держась за диван. Другие, склонные к излишнему скептицизму и самокритике, жалуются приятельницам: «Ничего не хочет говорить. Только набор слогов и все». На самом деле в возрасте около года говорят уже все дети. Другое дело, как и что они говорят.

Общеизвестно, что речь ребенка возникает не вдруг и не сразу. Мостиком, от безъязычного пространства к безудержной болтовне становится так называемая автономная детская речь: всевозможные «ав–ав» и «би–би». Часто эта речь понимается как «язык кормилиц» и наиболее продвинутые мамы даже сердятся на бабушек, которые сюсюкают с малышом.

Между тем, автономная детская речь – это обязательный этап речевого развития. Это отнюдь не упрощенные и исковерканные слова того языка, на котором говорят взрослые. Каждый ребенок создает свой, одному ему ведомый язык, непонятный постороннему. Впрочем, люди, которые наиболее плотно общаются с карапузом, обычно умудряются расшифровать некоторые слова.

Автономная речь всегда очень своеобразна. Она не совпадает с языком взрослых фонетически. В лучшем случае слово ребенка отдаленно напоминает то, что говорит ему мама. Догадаться что «мо–ко» – это «молоко», при подходящей ситуации и богатстве воображения может и посторонний для малыша человек, но вот понять, не имея перед глазами стакана с водой, что «зичка» это «водичка», уже практически невозможно.

Смысловая сторона автономной речи тоже кардинально отличается от нашей. Практически в любой статье на эту тему приводится пример Дарвина, который впервые подробно описал автономную детскую речь. Его внук, однажды, увидел утку, плавающую на пруду. Подражая ли ее звукам, или названию, данному взрослым, стал называть ее «уа». Эти звуки производились ребенком тогда, когда он у пруда видел утку, плавающую по воде. Затем мальчик стал называть теми же самыми звуками молоко, пролитое на столе, всякую жидкость, воду в стакане, даже молоко в бутылочке, очевидно, перенося это название из–за того, что там была вода, жидкость. Однажды ребенок играл старинными монетами с изображением птиц. Он стал их тоже называть «уа». Наконец, все маленькие круглые блестящие предметы, напоминающие монеты (пуговки, медали), стали называться «уа».

Л.С. Выгодский приводит еще более любопытный пример с девочкой Эвелиной. В 11 месяцев она стала называть желтый камень, которым играла «ка». Затем так же стало называться яичное мыло, камни любой формы и цвета. К году и трем месяцам Эвелина обозначала этим словом кашу, большие куски сахара, все сладкое, кисель, котлету, катушку, карандаш и мыльницу с мылом. Одним словом «ка» объединены самые разные предметы и по совершенно разным признакам. Естественно, при таком разбросе значений даже очень внимательные родители будут испытывать затруднения в интерпретации подобного «ка». А порой мама просто не вычленяет такие слова из общего потока звуков, которые бормочет малыш.

Как уже говорилось, автономная детская речь – не исключение, а правило. Этот этап речевого развития проходит каждый ребенок. Начинается он где–то в середине первого года жизни, а заканчивается на 2-3 году. Некоторые дети довольно быстро проскакивают этот этап, другие долго разговаривают на неведомом остальным наречии. Бывают случаи и аномальной задержки автономной речи до 4–5 года жизни ребенка.

Автономная детская речь предельно ситуационная, она основана на сиюминутном ощущении ребенка, его восприятии окружающего мира. При помощи своих первых слов малыш может говорить только о том, что видит, рассказать о чем–либо он еще не может. Но, говоря на воем тарабарском языке, дети внимательно прислушиваются к тому, что говорят папа и мама. Пассивное овладение речью у них в этот период идет очень активно. Количество понимаемых ребенком слов растет с каждым днем. В какой–то момент количество переходит в качество и малыш начинает говорить!

Автор: Оксана Борисова