С 1 года до 3 лет ребенок изучает быт, окружающий мир. На помощь приходят игры, бытовые предметы, с которыми малыш учится обращаться, развивая опорно-двигательный аппарат, наглядно-образное мышление. Важно, чтобы взрослые помогали ребенку в познаниях и подбирали правильные игрушки.

Порядок

К 2 годам у ребенка просыпается желание упорядочивать все предметы вокруг себя. Он расставляет все на места, которые определил взрослый, может эмоционально реагировать, если что-то лежит не так и не там. Отличное время для приучения малыша соблюдать режим.

Поэтому у детей в этот период должен появится свой уголок. Будет это целая комната или игровой уголок - решают родители, но своя территория у них быть должна. Находясь в своем пространстве, ребенок неосознанно будет изучать, как оно устроено, и как им управлять.

Упорядочить место малыша помогут полочки, стеллажи, коробки, стол и стульчик для рисования и лепки. В общем, все, благодаря чему ребенок сможет разлаживать игрушки, определять им местонахождение.

Поддерживая его в этом, вы способствуете формированию ощущения порядка и дисциплины. В дальнейшем такой ребенок будет аккуратен в быту, все у него будет лежать на своем месте.

Игры

Игровая деятельность проявляется в ребенке на третьем году. Это еще не полноценная игра с правилами и последовательностью действий. Малыш уже не просто использует игрушки и бытовые предметы, а моделирует игры, в которых предметы используются по назначению:

с ложечки покормить куклу и уложить спать, накрыв ее одеялом;

машину поставить в гараж, залить ее бензином и поехать на работу;

собрать рюкзачок и «пойти» по важным делам.

На данном этапе происходит зарождение основ игры, которые в последствие упрощают изучение ребенком правил социума. Малыш воспроизводит действия, которые показал ему взрослый без добавления своего. Поэтому важно участвовать в занятиях малыша - направлять и корректировать его действия.

Игрушки

Естественно, ребенку нужны соответствующие игрушки, которые позволят реализовать в малыше пытливость к окружающему миру. Игрушек должно быть не много, чтобы не дезориентировать и не рассеивать внимание крохи.

2-3 разные куклы:

Тряпичные (высота - до 30 см);

Пластиковые;

Кукла с набором простой одежды (с большими пуговицами или липучками);

«Пупсики».

Утварь для кукол:

Набор посуды (плита, чайник, кастрюльки, тарелочки, чашечки);

Мебель и оборудование (кроватка, ванночка, стульчик, стол, шкаф);

«Предметы гигиены» - расчески, мыло, щетки, духи;

«Продукты питания» - наборы овощей, фруктов.

Машинки - модельки и рабочие автомобили разных размеров и назначения:

Пожарная;

Полицейская;

Гоночная;

Грузовая.

Игрушечные животные - с реалистичной, достоверной и выразительной внешностью разных размеров, которыми ребенку будет комфортно играть:

Домашняя утварь;

Дикие звери;

Экзотические животные.

Игрушки не определенного назначения:

шарики, колечки или брусочки разных цветов и размеров;

кусочки ткани или поролона;

кубики и конструктор.

Важно, чтобы образные игрушки (куклы, животные, мягкие игрушки) были простыми для игр малыша. Например:

Кукла легко садится на стул;

Машинка заезжает в гараж;

Колечками выстраивается пирамидка;

Петушок нагибается к зернышку.

Интерактивные игрушки пока что не совсем подходят, так как исключают участие ребенка и развитие его фантазии:

плачущие и писающие пупсы;

роботы-трансформеры;

механические машинки.

Любимая игрушка

В 2-3 года у ребенка появляется любимая игрушка, которую он везде с собой берет, укладывает спать рядом с собой в кроватке. Не запрещайте этого ребенку. Наличие любимой игрушки на ребенка влияет как внутренняя опора, ощущение комфорта и спокойствия.

Первые книжки

Лучше всего подойдут книжки-картинки с плотной бумаги. Детям очень нравятся такие книжки - их увлекает яркость и выразительность изображения. А взрослый может сочинять истории на основе картинок, вовлекая в процесс ребенка. Сначала он просто слушает, а потом узнает и называет героев.

При выборе книжек, следите, чтобы картинки были четкими, без лишних деталей. Желательно покупать такие книги, где изображены животные и предметы, знакомые ребенку.

Важным в развитии ребенка 2-3 лет является познание себя, своих возможностей в окружающем мире. У ребенка проявляется свое Я, самостоятельность и влияние на пространство вокруг себя. Взрослым необходимо помочь ребенку в этом, используя игрушки и воображение. И помните, что малышу важно получать от вас похвалу и чувствовать свою самостоятельность.