Многие родители уже с ранних лет прививают малышу навыки чтения. Зачем это нужно, ведь этому можно научиться и в школе?

Чтение помогает развивать у крохи интеллектуальные и творческие способности. У детей, которые научились читать еще в дошкольном возрасте, сильнее развито ассоциативное мышление. Малыш, читая любимую книгу, отождествляет себя с ее героями и мысленно участвует в сюжете истории, что, в свою очередь, подстегивает его воображение и способствует эмоциональному развитию.

Существуют различные методики обучения малышей чтению. Первая — это классический «побуквенный» способ. Ребёнок учит буквы, потом составляет из них слоги, потом слова, а далее переходит к чтению предложений. Обычно так обучают чтению в школе. Несмотря на широкое распространение, идеальным такой способ научить ребёнка читать не назвать. Во-первых, он не так-то прост для малыша, и это видно по юным ученикам и их успехам. Многим детям с трудом даётся логическая связка «звук-значок», даже выучив буквы, они продолжают путаться в них и легко сбиваются. Во-вторых, такой способ обеспечивает низкую скорость чтения.

Малыш будет читать в том темпе, как он проговаривал буквы, ведь слово для него не цельное, а составное. Постоянные тренировки и искренняя любовь к книге помогут преодолеть этот барьер, но, к сожалению, далеко не у всех детей. Как правило, плохо читающие дети отличаются низкой академической успеваемостью, и это может сохраняться на длительный срок.

Из альтернативных методик обучения чтению выделяют поскладовый метод. В этом случае обучение начинается со знакомства со складом. Яркий пример такого подхода — методика Николая Зайцева, где приоритет отдаётся обучению по кубикам со слогами. Эта программа тоже имеет своих поклонников и неплохо работает. Обучение ведется на основе аналитико-синтетического метода с использованием таблиц, попевок и специальных кубиков. Занятия проходят в виде весёлой и увлекательной игры, в ходе которой дети успевают научиться читать раньше, чем игра им наскучит. Такие занятия подходят для групп из нескольких детей, поэтому методика активно применяется в современных детских садиках.

Ещё одна методика для чтения по складам также носит имя своего изобретателя — Евгения Чаплыгина. По методу Чаплыгина обучение также проходит в формате игры с кубиками, но сами кубики, да и подход к занятиям, другой. Кубики у Чаплыгина «динамические» — они соединены между собой специальными плашками и свободно вращаются вокруг своей оси, составляя всё новые сочетания. Особенность метода — в его наглядности. Ребёнок, который знает отдельные буквы, но не умеет читать, поймёт принцип чтения с первого же занятия. Ну а трёх дней хватит на то, чтобы получить первичный навык чтения. С детьми, которые не знают букв, также можно заниматься.

Следующий способ обучения чтению — чтение целыми словами. Такой метод подходит для детей с самого рождения, наиболее результативный для занятий период: от 3 месяцев до 3 лет. Автор методики — Глен Доман, американский врач-нейрофизиолог. Подход заключается в том, что до крохи доносят информацию в визуальной форме, демонстрируя соответствующие карточки с целыми словами. Такое опережающее обучение (даже по несколько минут в день) стимулирует развитие различных отделов головного мозга, благодаря чему у ребенка формируется фотографическая память, он легко обучается чтению и опережает в развитии своих ровесников. В результате малыш будет читать со скоростью взрослого, минуя слоговой и буквенный этап.

Эта методика не для ленивых родителей, необходимы регулярные занятия. Карточки можно сделать самим, а можно купить готовые комплекты для обучения чтению, например такой, как «Чтение с пелёнок». Комплект рассчитан на детей в возрасте от рождения до 3 лет, развивает память, зрение, мышление и речь ребёнка, а также формирует навыки скорочтения целыми словами, минуя слоги. Многие родители уже по достоинству оценили это пособие, отмечая резкие скачки в развитии у своих детей.

Пока ребёнку не исполнилось 3 года, самым лучшим учителем может быть только мама: она максимально индивидуально может прислушаться и разглядеть интерес малыша и его способности. После трёх лет можно воспользоваться помощью специалистов и записаться на занятия в центр развития детей. Хотя такие центры часто бывают разнонаправлены: в одном педагоги ориентированы на развитие творческих способностей ребенка, в другом учат чтению и счету, а в третьем стараются развивать мышление и речь. Внимательно ознакомьтесь с программой их занятий и подберите методику, подходящую именно вам.

Есть родители, которые опасаются, что ранее обучение чтению может повредить здоровью крохи. Такого не произойдет, если к занятиям с ребенком подходить разумно, не стоит насильно их навязывать малышу, если он в данный момент расстроен или просто капризничает, не растягивайте уроки на целый день — все хорошо в меру. Очень важно, чтобы процесс обучения проходил весело, в игровой форме и доставлял удовольствие ребенку, только в этом случае кроха будет делать успехи. И, конечно, не забывайте — когда малыш научится читать, он будет нуждаться в «пище» для мозга, новых интересных книгах. От того, какое «меню» вы ему предложите, будет зависеть его отношение к чтению вообще.

Поверьте, эти труды не будут напрасными, ребёнок с детства привыкнет получать знания и повышать свой интеллект. А чем раньше начнется этот увлекательный процесс, тем лучше будут результаты. Научившись читать в раннем возрасте, малыш пойдет в школу уже подготовленным, что поспособствует его высокой успеваемости и легкому усвоению учебного материала. С таким багажом знаний ребёнок будет стремиться к самореализации, возможности заниматься любимым делом.

Автор: Елена Грасько, педагог, психолог, специалист по раннему развитию.