Все мы любим, когда у нас есть побольше свободного времени. Свободного от работы, домашних забот, когда можно отдохнуть и пообщаться с друзьями. Но зачем свободное время ребенку? Он не ходит на работу, у него нет обязанностей, с друзьями он общается в саду или в школе… От чего оно свободно? Ведь мы хотим, чтобы наш ребенок рос и развивался с каждой минутой. Поможет ли в этом свободное время? Что это вообще такое?

Свободное время – это время, свободное от запланированных занятий или дел. Не надо учиться, гулять, спать, помогать маме и т. п. Обратите внимание - не надо. Это не значит «нельзя». Свободное время дает возможность выбрать, чем хочется заняться, это может быть и привычное занятие из ежедневного расписания, важно, что «я сам сейчас хочу этим заниматься».

Возможность самому выбирать занятие развивает умение организовать себя, свое время и пространство, понять свои интересы и уметь их реализовать. Согласитесь, очень важное умение. Значит, свободное время нужно и полезно.

Однако очень важно понимать, что и свободное время должно быть "организовано". Иначе фраза "иди, поиграй", которую мы довольно часто говорим ребенку, имея в виду свободное время, будет означать для него одиночество в заваленной игрушками комнате, а не радость от игры и творчества.

Итак, на что обратить внимание:

Первое – умение играть. Второе – пространство для игры. Чтобы ребенок с радостью занимался чем-либо, мог сосредоточиться на одном деле, он должен уметь это делать. И прежде чем пускать его в самостоятельное плавание в мир занятий и увлечений, ему надо помочь освоить этот мир, показывая, какие возможности таят в себе разные предметы. Машинка может ездить, ее можно парковать в гараж (под стул) с другим транспортом, чинить, перевозить на ней грузы, путешествовать по квартире, преодолевать препятствия, она может быть главным героем сказки.

Если такого совместного осваивания возможностей игрушки не было, ребенок поиграет ей несколько минут и отложит. Чем старше становится ребенок, тем больше его опыт взаимодействия с предметами, тем больше способен занять сам себя на долгое время, не требуя участия взрослого (на свое свободное время взрослые, кстати, тоже имеют право). Со временем ребенок сам начнет показывать вам, как еще можно поиграть с игрушкой, начнет придумывать свои сказки.

Важно учитывать способность ребенка к концентрации внимания. Большое количество занятий на выбор не всегда хорошо. Начинается просто перебирание игрушек и материалов, ребенку трудно остановиться и заняться чем-то конкретным. Поэтому поначалу стоит предлагать 2-3 возможности, постепенно их количество будет расти.

Пространство вокруг ребенка также имеет важное значение в организации свободного времени. Игрушек должно быть в меру, но они должны давать возможность играть по-разному. Нехитрый набор - кукла, машинка, фломастеры, бумага, ножницы – позволяет придумать больше 10 разных занятий (рисовать, катать машинку, вырезать одежду, строить дорогу с препятствиями, обводить и раскрашивать контуры, путешествовать по комнате, писать рассказы).

Игрушкой может выступить любой предмет в комнате. Умение увидеть основу для игры в любой вещи развивает воображение, находчивость. Если в комнате стоит телевизор или компьютер, то неудивительно, если ребенок предпочтет их другим занятиям: современная техника позволяет получать максимум новых впечатлений при минимуме усилий. С другой стороны, бесполезно запрещать ребенку занятия на компьютере или просмотр телепередач. Сейчас существует большое количество развивающих компьютерных игр, соответствующих возрасту, просто поначалу стоит поиграть в компьютер или попутешествовать по Интернету вместе с ребенком. И выбор телепередач для просмотра тоже может стать совместным.

Еще один важный момент: свободное время не означает время, свободное от родителей. Любому ребенку важно и необходимо совместное времяпрепровождение с мамой и папой. Причем, веселая игра не менее важна и полезна, чем обучение чтению или выполнению домашних обязанностей. Время, проводимое совместно с ребенком будет уменьшаться по мере овладения искусством самостоятельной игры. Однако не стоит сводить его к нулю. Никакие развивающие игры не заменят живого общения.

В школе у свободного времени появляется еще одна функция. Это отдых от обязанностей – школы и кружков. Ощущение свободы дает также и возможность не следовать жесткому расписанию. Поэтому неплохо, когда свободное время не только позволяет заняться чем хочется, но и слегка понарушать режим: встать попозже, поесть невовремя, подольше погулять, пойти куда-то с родителями. Обычно так и выглядит воскресенье.

Такое "нарушение" полезно не только отдыхом, но и формированием умения распорядиться своей "свободой". Расписание занятий и правила поведения часто полностью определяют поведение ребенка. Взрослые все время говорят, что и как надо делать. Но оставшись без четкого расписания и заботливого взрослого рядом, ребенок не будет знать, чем ему заняться и как себя вести. Периодическое послабление привычных рамок позволит ребенку научиться самому организовывать себя, следить за своим поведением в изменяющихся условиях окружающего мира.

А еще незапланированные поступки и события помогают сбросить лишнюю энергию и напряжение, скапливающиеся при размеренном, повторяющемся образе жизни. Недаром в каждой культуре существует праздник, когда все делается наоборот…

Свободное время позволяет решать две важные задачи: заниматься чем хочется и, вместе с тем, учиться понимать, что можно, а что нельзя в окружающем мире. Именно в свободное время ребенок чаще всего проявляет свои незаурядные экспериментаторские способности, исследуя вселенную. Любознательность и умение детей впитывать информацию не знает границ. Даже если ребенок просто сидит на подоконнике и смотрит в окно, не сомневайтесь, он занят.

Мария Демина

При подготовке к выпуску использованы материалы статьи Веры Келим "Зачем ребенку свободное время", "Мамин журнал", 2010