Ребенок, достигнув 12 лет, начинает переосмысливать свои и родительские ценности. Задается вопросом «Кто я на самом деле?», «Что могу?», «На что способен?» Он подвергает критики вчерашние жизненные ориентиры.

Подросток соткан из противоречий. Он бунтует против контроля взрослых и одновременно нуждается в их руководстве. С одной стороны он хочет свободы и независимости, с другой – понимает, что бесправен и полностью зависит от родителей. Возрастает у подростка и потребность в эмоциональной близости. Его мысли сосредоточены в основном на том, что о нем подумают другие, как воспримут его поведение, будут ли искренне в ответ на его откровенность. Ребенок проверяет на прочность систему, в которую включен (семья, школа). Он всеми силами пытается выйти за пределы привычной ситуации, но при этом испытывает сильную потребность в поддержке и защите со стороны старших.

Подростки в возрасте 11 – 12 лет начинают задумываться о будущем, о том кем они станут после школы, какую выберут профессию. Они начинают осознавать важность учебы, Но при этом не в силах отказаться от общения со сверстниками, даже в тех случаях, когда это идет в ущерб учебе.

Они умеют скрывать свои чувства, контролировать эмоции. Одновременно присуща этому возрасту некая импульсивность желаний и поступков. В этом возрасте дети способны испытывать острое сочувствие при виде горя других людей, бескорыстно отказаться от чего то важного для себя ради друга. Они становятся очень чувствительными к внешней оценке, но судят других достаточно жестоко и категорично. Резкие переходы от безудержного веселья к унынию, повышенная возбудимость - все это осложняет общение с детьми переходного возраста. Но зато в этот период их чувства становятся глубже и устойчивее. Подростку многое не безразлично, что происходит вокруг, и внешнее события рождают отклик в его душе.

Иными словами, пришло время бурных эмоций, и самое главное, что должен уметь подросток – это управлять своими чувствами, как положительными, так и отрицательными.

Неоценимую помощь в управлении эмоциями может оказать групповая психотерапия. Для детей этого возраста занятия в группах очень полезны. Родители, имеющие доверительные отношения со своим ребенком, могут и сами провести психологический тренинг.

Например, можно поговорить о вреде и пользе эмоций. Рассмотрите самые распространенные переживания - любовь и ненависть, восторг и уныние, безразличие и радость. Предложите ребенку порассуждать, в чем польза и вред каждой эмоции. Скорее всего, итогом вашей беседы станет открытие - не бывает абсолютно плохих и абсолютно хороших чувств: например, гнев может быть полезным, а любовь – разрушительной. Так подросток научится более спокойно принимать свои и чужие эмоции.

Одно из самых коварных чувств, которые часто испытывают дети подросткового возраста, это обида. Предложите ребенку закончить предложение: « Я обижаюсь, когда…», а затем попросите его нарисовать лицо обиженного человека. Подумайте, запишите или нарисуйте, как реагируют на обиду уверенные и неуверенные в себе люди.

Очень хорошее упражнение, которое прекрасно работает, это «Копилка обид». Предложите сыну или дочери нарисовать копилку и поместить в нее символически все обиды, испытанные ими с раннего детства и до настоящего времени. Затем обсудите, что можно с ней сделать. Обычно дети сами предлагают сжечь рисунок, разорвать его или выбросить. Важно, что они это сделали собственными руками, без вашей помощи. Удивительно, но после уничтожения «копилки» дети и взрослые чувствуют эмоциональный подъем. Подобным образом можно расправиться и со злостью, страхом, то есть с любым негативным чувством, отравляющим человеку жизнь.

Автор: Марина Саватеева