Крохотный младенец жил в водной среде в течение девяти месяцев своего внутриутробного развития. Ребенок рождается с набором определенных рефлексов, часть которых, не получив дальнейшего развития, попросту угасает. К угасающим рефлексам относится и рефлекс плавания. Избежать этого можно, если родители будут развивать умение ребенка держаться на воде.

Убеждать кого-то в том, что плавание приносит младенцу пользу, не нужно. Известно, что это едва ли не самый демократичный и доступный вид спорта. Плавание полезно для здоровья, для повышения иммунитета, закаливает организм и способствует эмоциональному развитию детей.

Практически с каждым здоровым ребенком начиная с десяти-пятнадцати дней жизни можно заниматься плаванием (конечно, при отсутствии противопоказаний). Дома занятия проводят в обычной ванне.

Главные правила для занятий в воде с младенцем

Прежде чем начать выполнять первые упражнения, запомните несколько простых, но очень важных правил.

Занятия проводят за тридцать минут до или через час после кормления. Продолжительность занятий должна составлять от 5 до 20 минут.

Главные принципы водных процедур – это постепенность и систематичность. Если по каким-то причинам вы прервали занятия, то после перерыва нужно начинать все сначала.

Во время занятий постарайтесь не нервничать. Ваше беспокойство почувствует малыш, и занятия могут испугать его.

Чтобы ребенок испытывал удовольствие от занятий, вода должна быть приятной и на первых порах иметь температуру 37-37,5 градусов. К концу первого месяца занятий ее можно понизить до 34 градусов, а концу третьего – вообще до 32 градусов. Так постепенно происходит закаливание малыша. Если занятия прерваны, то возобновлять их нужно в теплой воде.

Во время первых занятий мать или отец могут находиться в ванне вместе с младенцем. Совместное купание доставляет огромное удовольствие. Но взрослый может находиться и на «суше».

В самом начале малыша держат на животе, так как другие положения для него еще непривычны и пугают его.

Левую руку кладут на затылок, правой рукой поддерживают голову под подбородок. Если вы не уверены в себе, перехватите левой рукой малыша под животик или придерживайте его между ножек. Если младенец случайно захлебнулся, поставьте его столбиком – водичка выйдет самостоятельно вместе с отрыжкой. Также можно прижать ребенка спинкой к себе, надавив руками на область животика.

Во время занятий тело ребенка должно постоянно находиться в воде в горизонтальном положении. Если вы чувствуете, что ребенок не боится воды и испытывает от занятий удовольствие, начните выполнять упражнения в положении на спине. Голову при этом поддерживайте сначала двумя руками. Постепенно переходите к поддержкам одной рукой.

Если вы приняли решение учить своего грудничка плавать, начните выполнять первые самые простые, но эффективные упражнения.

Проводка «вперед-назад»

Тело младенца полностью находится в воде, голова на поверхности. Вы плывете по ванне, как корабль по безбрежным просторам.

«Восьмерки»

С помощью такого упражнения вы будете с ребенком описывать круги по ванне. Старайтесь, чтобы траектория вашего движения напоминала цифру восемь.

Отталкивание от бортика

Подведите младенца ножками поближе к бортику. Рефлекторно он попытается выпрямить свои полусогнутые ножки и оттолкнется от постороннего предмета.

Поворот упражнения поможет добиться того, что отталкивание ребенок будет производить самостоятельно, без проводки «вперед-назад» к бортику и от него.

Перевороты

Перевороты выполняются со спины на живот и обратно.

Поддержку младенца в таком случае вы осуществляете двумя руками: одной рукой вы поддерживаете затылок, другой - подбородок и грудь. Так вес тела малыша перекладывается с одной руки на другую.

Движемся с младенцем вперед по ванне, далее переворачиваем его на спинку и плывем в обратную сторону, затем опять переворачиваемся на живот.

Не забывайте в это время энергично приговаривать «плывем-плывем», поощряя тем самым активные движения малыша и закрепляя в его сознании связь между вашими словами и его действиями.

Задержка дыхания

Если малыш занимается в воде с удовольствием, можно начинать учить его задерживанию дыхания.

Произнося слово «ныряем», полейте ладошкой воду на голову малыша. Ребенок должен освоить «команду»: он закрывает глазки, активнее толкается ручками и ножками. После можно приступать к короткому «проныриванию» - погружению в воду на 2-3 секунды. Так вырабатывается задержка дыхания, и младенец перестает хлебать воду.

Главное на первоначальном этапе занятий – постановка дыхания. Уже только потом следует отработка техники. К самостоятельному плаванию можно приступать тогда, когда ребенок натренирован в задержке дыхания и достаточно активно овладел навыком грести руками. Однако собственно плавание не является целью занятий. Главное, чтобы малыш полюбил воду и сохранял хорошее настроение на занятиях.

Кристина Осипова