Драмкружок, кружок по фото, а ему — вашему драгоценному чаду — еще и петь охота. И не только петь: ребенок мечтает стать одновременно рок-музыкантом, фотографом, предпринимателем, врачом, журналистом. Вы же тем временем осознаете, что, пока он решает, чего хочет, медленно, но верно приближается момент вступительных экзаменов. И в итоге можно оказаться в неприятной ситуации — когда ваш ребенок просто-напросто не знает, куда пойти учиться и чем вообще заниматься в этой жизни.

Если решение подобных вопросов весьма насущно для вас или только обещает стать таковым в будущем, стоит уже сейчас решить и продумать, как именно при необходимости вы будете помогать ребенку определяться с профессией.

Способ 1. Через профессионалов

У современных старшеклассников в расписании есть предмет ТПК («твоя профессиональная карьера»). Как правило, его ведут психологи-профориентаторы, которые помогают увидеть весь спектр рабочих направлений и продвинуться в выборе работы.

Кроме того, профориентаторы практикуют частным образом, работают в крупных вузах (например, в МГУ) и ведут специальные тренинги для абитуриентов.

На тренингах у профориентаторов можно обнаружить очень интересные игры: например, подросткам предлагается записать свое собеседование на камеру, которое потом выводится на открытое обсуждение, «поиграть» в представителей разных профессий и даже посетить экскурсию в крупной корпорации.

Минусы профориетаторов в том, что они не знают и не могут знать абсолютно весь спектр рынка труда и могут дать лишь общее направление, учитывая особенности, способности и таланты ребенка (например, посоветовать ему попробовать себя в журналистике, однако решать, кем именно он будет в предложенной сфере, ему придется самостоятельно).

Пример из жизни

Алина — мама близняшек Кати и Вики — четыре года назад столкнулась с проблемой профопределения ребенка. Ее дочери пошли в 11-й класс, и настало время решать, где продолжать образование и в каком направлении двигаться. «Вика с детства рисовала — окончила художественную школу, отучилась на нескольких курсах у довольно популярных художников, к 16 годам у нее за плечами было множество премий и побед на конкурсах рисунков, так что мы с мужем даже не сомневались, кем станет дочь. А вот с Катей не знали, что делать — она всегда переживала, что у нее нет никакого особенного таланта («не то, что у сестры»), и не знала, кем хочет быть. Вообще она вместе с Викой окончила «художку», но скорее по инерции, нежели по призванию.

Поэтому в начале 11-го класса мы заволновались, а Катя постоянно ходила грустная и боялась, что никуда не поступит. Разговоры по душам а-ля «ну а что ты любишь делать?», конечно же, не помогли. Мама мужа — психолог, она и посоветовала отвести дочь к профориентаторам. В центре к Кате отнеслись с пониманием, сделали несколько разноплановых тестов на профориентацию и посоветовали попробовать себя в рекламе. Дочка прислушалась и начала усиленно готовиться к вступительным, в итоге сама поступила на «бюджет». Сейчас Катя уже на 4-м курсе и успешно совмещает учебу с работой в рекламном агентстве — она у нас теперь ценный кадр, креативщик. А я вижу, как у нее горят глаза, и не устаю благодарить свекровь за дельный совет».

Способ 2. Через личный опыт

Психологи считают: очень эффективный метод профориентации — ранний труд. Ребенок уже в старших классах нанимается в компанию, направление которой его интересует, и начинает зарабатывать деньги. Например, в киноиндустрии всегда нужны люди на хлопушки, помощники на площадке и так далее. В ресторанах — официанты, а в медиахолдингах обязательно найдется место для юного секретаря.

Такая практика широко используется на Западе: во-первых, она позволяет ребенку сделать самостоятельный выбор профессии без давления извне, а во-вторых — учит рассылать резюме, проходить собеседования, трудиться под чьим-то руководством, уживаться с коллегами.

Но стоить помнить: работа не должна мешать учебе, а еще она должна быть правильно мотивированной.

Мало кому захочется работать в 16—17 лет, если можно вместо этого посидеть за компьютером или поиграть во дворе. К тому же многие родители говорят: «поработать всегда успеет, пусть насладиться детством». Оба тезиса верны — поэтому стоит выбрать оптимальное время для «набора опыта». Допустим, трехмесячные летние каникулы отлично располагают к ненавязчивой работе на полставки, а возможность покупать что вздумается на свои собственные и лично заработанные деньги — мотивация вполне неплохая.

Тем не менее надо учитывать множество факторов. Во-первых, обязательно следует внимательно прочитать трудовое законодательство (а именно те его разделы, которые касаются детского труда). Во-вторых, родители должны знать, куда нанялся их ребенок: ведь неопытный сотрудник может нарваться на аферистов и даже криминальные структуры. В-третьих, труд должен быть посильным.

Ну и наконец всегда можно устроить ребенка к знакомым, убедив его при этом, что в любой момент он сможет уйти и сменить род деятельности: он же пока только учится работать, а не содержит целую семью.

Пример из жизни

«Ребенок у нас один, так что ему мы никогда ни в чем не отказывали, — делится Нина. — В итоге, конечно же, избаловали — в 16 лет сын начал нам предъявлять претензии («у Санька четвертый айфон, а я как лох с третьим хожу до сих пор») и требовать все больше карманных денег. Если я как-то пыталась наставить Антона на путь истинный, объяснить, что так нельзя, что мы и так даем ему более чем достаточно, особенно для его возраста, то муж решил не церемониться и открытым текстом заявил: «Хочешь денег, значит, иди работать».

После череды скандалов Антон внезапно согласился — через неделю у него начались каникулы, и отец устроил его ассистентом к себе в редакцию. Поначалу сын особого энтузиазма не испытывал, однако со временем втянулся в работу. И знаете что удивительно — через пару месяцев Антон начал пробовать писать статьи, причем неплохие. В итоге каникулы закончились, но он не ушел из редакции, оставшись внештатным автором. Сейчас вот поступил на журфак — сессии сдает на «отлично» и продолжает работать у отца. Боюсь представить, что было бы, не будь тогда муж так категоричен».

Способ 3. Через дни открытых дверей

Помимо профессии, ребенку предстоит потратить пять лет (а может, и больше) на учебу. И эти годы, проведенные в учебном заведении, должны приносить ему не только знания, но и радость. От выбора вуза многое зависит: расположение ребенка к профессии, вероятность того, что он вдруг бросит учебу, его желание работать по специальности… Многих студентов иногда просто воротит от неадекватных требований, давящих преподавателей и слишком серьезной конкуренции. В результате чего они либо не справляются с учебой, либо самостоятельно приостанавливают ее.

Очень важно понимать специфику вуза. Например, творческое образование может быть классическим и строгим, а может — современным и креативным. Если ребенок решил стать, допустим, музыкантом, ему надо сходить на день открытых дверей не только в консерваторию, но и на факультет эстрады, курсы диджеинга и так далее.

Зачастую родители думают о престижности вуза, и не совсем понимают, что у именитого института может быть не самая подходящая профессиональная направленность. Здесь поможет экскурсия, посещение дней открытых дверей, беседа втроем — преподаватель, ребенок и вы. Пусть задает вопросы, пройдет вольным слушателем пару факультативов, пообщается со старшекурсниками или выпускниками. Между прочим, если ребенок сам «зажжется» тем или иным вузом, его мотивации хватит для того, чтобы поступить. А может быть, вам даже не придется тратить деньги на репетиторов и платить за дорогие подготовительные курсы: ребенку настолько захочется учиться, что он сам приложит к этому все усилия.

Пример из жизни

Лариса и Андрей — профессора в одном из лучших вузов Москвы. Старшую дочь, Аню, также с самого детства готовили для научной карьеры: спецшкола, химико-биологический класс, бесконечные занятия с репетиторами, подготовительные курсы, — но внезапно ребенок взбунтовался и заявил, что желает быть художницей. «Я была в ужасе, — говорит Лариса. — Столько времени, денег потрачено на подготовку к химбио, тем более у нее действительно все получалось, преподаватели хвалили за усидчивость и упорство, прочили ей великолепную научную карьеру. Поступление было делом техники, а она такое устроила — отказалась заниматься химией и вообще посещать все научные предметы. Да, конечно, она давно занималась в художественной школе, но мы, честно говоря, воспринимали это исключительно как хобби. Мол, чтобы иногда отвлекалась от науки.

Потом выяснилось, что Аня сходила на день открытых дверей в художественный вуз, показала там свои картины (преподаватели их высоко оценили) и выяснила, что поступить туда вполне реально.

Поначалу мы очень расстроились, но потом, к своему стыду, впервые посмотрели работы дочери и поняли, что в этом случае иного варианта развития событий нет — в семье химиков вырос талантливый художник».

Работа над ошибками: чего делать нельзя

Решать за ребенка, чем ему надо заниматься, нельзя ни в коем случае. Даже если папа с мамой уверены, что он будет счастливым юристом или бухгалтером — это как минимум несправедливо по отношению к его будущему и как максимум может просто сломать ему жизнь. Ребенок имеет право сам выбрать себе занятие. Старайтесь не перекидывать свои личные амбиции на ребенка.

Очень часто родители, которые, допустим, не реализовались в творчестве, мечтают, чтобы ребенок непременно воплотил их мечту. Стал знаменитым, или очень состоятельным, или вообще ушел в ту сферу, о которой некогда мечтали папа или мама.

Не менее опасно смеяться над его романтичными идеями. Говорить нечто вроде «да все равно у тебя ничего не получится», «спустись на землю», «брось эти глупости». Если у ребенка есть профессиональная мечта — пусть даже самая сумасшедшая, — он имеет право на ее воплощение. Или хотя бы на попытку воплощения.

И помните — свое будущее дети должны выбирать сами. И они, как и все люди, имеют право на сомнения, имеют право просто передумать. Допустим, вы вместе решили, что ребенок будет заниматься журналистикой. И вот вы выкладываете далеко не мелкие суммы на преподавателей, кропотливо следите за его занятиями, участвуете в работе над домашним заданием, а ребенок вдруг заявляет, что передумал. В любом случае ему будет куда интереснее и полезнее самому поспособствовать поступлению, стать юнкором или начать писать внештатно, чем делать что-то «ради мамы».

Выбирая специальность, ребенок должен отлично понимать не только суть будущей учебы, но и специфику работы. Хороший вкус — еще не повод стать дизайнером, который так много работает руками, а гуманизм — далеко не единственная мотивация медика. Задавайте ребенку вопросы: «как ты представляешь свое будущее?», «каким ты видишь себя через 10 лет?», «как выглядит твой кабинет, какие у тебя коллеги?». Кроме того, есть подростки, которые ориентируются на достаточно невостребованный труд. Они мечтают, скажем, заняться несовременной профессией или низкооплачиваемой работой просто потому, что к этому лежит душа. В таких случаях очень важно дойти до компромисса: всегда можно оставить что-то на уровне хобби и поискать смежную, но более удачную профессию.

Автор статьи: Дарья Мазуркина