Представьте себе, что вы должны в одиночку отправиться в чужую страну. Языка которой вы почти не знаете.
Вы плохо представляете нравы и обычаи ее обитателей, опасаетесь, что там кормят только морковью и манной кашей и заставляют спать целый день. Вы уверены, что чужих там не очень любят. И вообще, неизвестно, вернетесь ли вы домой, увидите ли снова своих близких.
У взрослых такая перспектива вызвала бы, по меньшей мере, большое волнение, многие вообще отказались бы от такого сомнительного удовольствия.
А трехгодовалым новичкам в младшей группе детского сада приходиться как – то превозмогать себя. В первый день пребывания в абсолютно новом окружении, как в обрисованной выше ситуации, малышами владеет два чувства: любопытство и страх. Первое время в детском саду – тяжелое время.
Ребенку надо привыкать к разлуке с главными для него людьми и к жизни в постоянном окружении сверстников, и к новым правилам: что мне здесь делать, если я захочу на горшок? Что скажут тети – воспитательницы, когда узнают, что я не ем кашу? От впечатлений первых недель зависит, насколько охотно ребенок в дальнейшем будет посещать детский сад.
Из наблюдений воспитателей и рассказов матерей можно сделать важный вывод: дети, которые привыкали к новой жизни постепенно, оказались менее восприимчивыми к заболеваниям.
Больше всего страдают от неожиданной «покинутости» совсем маленькие дети. Но если у родителей есть время и желание, процесс привыкания можно сделать значительно менее болезненным. Порядок действия должен быть примерно следующим:
Договоритесь с воспитателем, что в первые дни мама проводит с ребенком в детском саду некоторое время, чтобы ребенок познакомился с новым окружением и получше узнал новое важное для него лицо – воспитательницу.
Когда ребенок уже знает воспитательницу, мама начинает оставлять его в группе на все более длительное время одного.
Спустя примерно три – четыре недели ребенок уже понимает, что воспитательница - важное для него лицо, стоящее по значимости в одном ряду с отцом и матерью.
Конечно, это хлопотная, нелегко осуществимая процедура. Однако (в сокращенной форме) она может оказаться полезной для всех участников. Родители должны постараться облегчить своему ребенку процесс привыкания к детскому саду по крайней мере в течение нескольких дней.
Не каждый ребенок проходит длительный период привыкания. Есть трехгодовалые дети, которым начало детсадовской жизни дается очень легко. С другой стороны, каждая воспитательница может рассказать массу случаев «из жизни», когда даже пятилетние дети и через несколько дней пребывания в саду плачут и цепляются за мамину юбку.
Надо иметь в виду, что плач в начальный период не всегда является выражением страха перед разлукой. Часто это скорее признак «порогового» страха, некоторой неуверенности перед лицом новой группы. В таком случае, ребенок обычно быстро успокаивается, так что родители, заглянув через пять минут в окно, видят, как их малыш мирно играют в уголке с игрушками.
В группах постарше полезно поручать «старожилам» своего рода шефство над вновь пришедшими. Старички наслаждаются своей ответственностью, а новички чувствуют себя принятыми группой.
В этот непростой для ребенка период адаптации родители должны быть готовы в любой момент прийти ему на помощь.
Чтобы при необходимости дать ребенку возможность постепенно привыкать к саду, одному из родителей желательно на несколько дней освободиться от работы. Кому – то из них надо постоянно быть готовым к вызову по телефону, чтобы забрать малыша домой в случае возникновения проблем.
Чрезвычайно важен контакт с воспитательницей. Если маме кажется, что ребенок страдает, ей надо выяснить, как он ведет себя, когда она уходит, легко ли его утешить, играет ли он с другими детьми.
Самый щекотливый момент - расставание. Из-за неуверенности (и потому что они сами переживают, видя отчаяние своего малыша) родители иногда ведут себя неразумно.
Советуем придерживаться следующих правил:
Сдержите слезы, даже если хочется плакать, иначе ребенок подумает: «Наверное, это ужасное место, раз даже мама плачет».
Не уходите украдкой. Ребенок может подумать, будто вы коварно обманули его доверие.
Не уходите в раздражении (Не валяй дурака!) В таком случае маленькие дети думают: «Теперь мама рассердилась и вообще не заберет меня домой».
Лучше всего не затягивать печальный момент расставания, а быстро попрощаться и с ободряющей улыбкой, уйти, даже, если, кажется, что ребенок вот – вот заплачет.
Если детсадовский новичок не отпускает мать и спустя несколько дней, пусть его отводит в детский сад отец, бабушка или тетя. В таких случаях расставание часто бывает менее болезненным.
Конечно, случается, что спустя несколько дней дети вообще отказываются идти в детский сад. В таком случае не следует сразу же отступать, иначе отпрыск подумает: «Видно, детский сад не такое важное дело». Кроме того, если ребенок появляется в детском саду лишь эпизодически, ему гораздо труднее приспособиться к новой жизни.
Если никакие уловки, никакое упорство не помогают и ребенок даже по прошествии трех – четырех недель выглядит несчастным, плачет и не хочет идти, следует вернуться к теме «детский сад» еще раз, попозже. Есть трехлетки, которые просто не созрели для детского сада. Их родителям надо серьезно подумать, не стоит ли все – таки еще на некоторое время оставить ребенка дома. Новая попытка спустя несколько месяцев чаще бывает более удачной.
Однако такие трудности возникают лишь в исключительных случаях. Как правило, через несколько недель почти все дети свыкаются с новой обстановкой. И по прошествие времени родители приходят к оптимистическим выводам: путешествие ребенка в незнакомую страну оправдало себя, оно расширило его горизонты и подарило ему новых друзей.
Автор: Марина Саватеева
Развитие
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат