В раннем возрасте они пишут книги, гениально рисуют, проявляют выдающиеся таланты в математике и естествознании, виртуозно обращаются с компьютером… Кое-кто из них способен передвигать взглядом предметы, читать мысли, предвидеть будущее… Но существуют ли они на самом деле?

Парапсихологи утверждают: начиная с 80-х годов прошлого столетия, на свет стали появляться дети с необычными способностями. У них особая, синего цвета аура, а рождаются они благодаря изменениям в энергоинформационном поле Земли, а то и вмешательству внеземной цивилизации, жаждущей спасти наш мир… С легкой руки тех же парапсихологов в нашу жизнь вошел термин «дети «индиго».

Случаев, когда дети, подростки и молодые люди указанного возраста проявляют феноменальные способности, достаточно много. Так, Сережа Краснов из Санкт-Петербурга с трех лет читает книжки, не раскрывая их – ему достаточно положить руку на обложку, чтобы прочесть текст… Наташа Демкина из Мордовии насквозь видит внутренности людей… Наташа Бекетова из Анапы в 16 лет после глубокого обморока вдруг заговорила на 120 языках, в том числе на персидском и древнеанглийском… Японец Якеши Танако в 11 лет возглавил креативный отдел дизайнерского автомобильного бюро…

Итак, пресса и парапсихологи убеждают нас, что грядет новая раса. Родители необычных детей объединяются в «Клубы индиго», требуют, чтобы для их чад открыли особые школы и детсады, так как обычная программа маленьким гениям не подходит…

А вот профессиональные медики не советуют обольщаться по поводу чудо-детей. Они полагают, что «индиго» - это не более чем миф. Просто из-за плохих экологических условий многие дети страдают так называемой минимальной мозговой дисфункцией. Это приводит к синдрому «гиперактивности». Такие ребятишки расторможены, они не могут концентрировать на чем-то внимание более 5 минут, им непременно требуется переключаться с одного на другое, им необходимо действие. Поэтому вокруг них все буквально вертится вихрем, они придумывают невероятные, фантастические истории, верят в них сами и заставляют поверить остальных. Кстати, родители этих детишек нередко жалуются на то, что те не находят взаимопонимания со сверстниками, педагогами, на их трудный характер. Они полагают, что это – компенсация за «феноменальность».

- Несмотря на широкую известность, не существует пока ни одного строго научного доказательства существования этого феномена, - утверждает психолог Наталья Филь. - Существует, правда, перечень качеств и основных признаков, характеризующих детей-индиго. Это – высокая самооценка, индивидуализм, нежелание подчиняться другим, неприятие авторитетов, энергичность, порою мешающая сосредоточенности, резкие перепады настроения, чувство социальной справедливости, повышенное чувство ответственности, развитые интуиция и чувство опасности. Хотя дети-индиго полная противоположность аутистам, у них есть и некоторые общие качества. К их числу относятся: низкая коммуникабельность, склонность замыкаться в себе, большой творческий потенциал в сочетании с высоким уровнем интеллекта, интерес к далеким друг от друга предметам и способность быстро осваивать компьютерные технологии.

Нет ничего удивительного в том, что некоторые дети поражают своим ранним, не по годам, развитием. Век-то на дворе XXI-й! Телевизор, компьютер, разнообразие книг… Ребенок привыкает к большим объемам информации и учится их перерабатывать.

Иногда мы сами себя убеждаем, что наш ребенок особо одарен, и пытаемся дотянуть его до уровня вундеркинда. Уже с трех-четырех месяцев родители показывают малышу обучающие картинки, читают ему книжки, «лекции» об окружающем мире и выполняют прочие рекомендации, данные в специальной литературе. В два года начинают учить читать, в три-четыре – пытаются обучать иностранным языкам, отдают на кружки…

Стремление к «сверхрезультатам» может привести к перегрузкам. Ребенок, которого пытаются «грузить» различными предметами, которого заставляют усваивать сразу огромное количество информации, нередко просто не понимает, чего от него требуют взрослые. Слишком жесткий режим «раннего» обучения может привести к неврозу, бессоннице и прочим «прелестям», с которыми нелегко будет справиться.

Вот что советуют специалисты:

1. Определите круг интересов ребенка, его склонности, что ему лучше всего удается, и уже исходя из этого составляйте план его развития.

2. Если вы отдали ребенка в какой-нибудь кружок, а ему там не нравится, то не заставляйте его ходить туда насильно. Лучше пусть сам выберет кружок или секцию, которые будут ему интересны.

3. Дополнительных занятий не должно быть слишком много. Лучше ограничиться двумя, максимум - тремя кружками, иначе будут страдать здоровье и основная учеба.

4. Планируйте распорядок дня ребенка таким образом, чтобы оставалось время для досуга, когда он может поиграть со своими сверстниками или погулять с вами.

5. Если поведение ребенка значительно отличается от поведения его сверстников, обязательно покажите его психотерапевту.

6. Если ребенок слишком замкнут в себе, не стоит давить на него, навязывая собственные правила, это может усилить отклонения в поведении. Если же он гиперактивный, то, напротив, ему нужен жесткий режим и физические нагрузки.

7. Гиперактивных детей следует учить нормальному общению. Иногда необходимы индивидуальные коррекционные занятия со специалистами.

8. Обязательно хвалите ребенка за любой «нормальный», а не «индиговский» поступок. Конечно, если вы подозреваете, что ваш ребенок чересчур умен для своего возраста или одарен какими-то уникальными талантами, вы можете отдать его в клуб или центр, где будут развивать его способности, но в первую очередь вам необходимо научить его общаться и быть человечным – это важно в первую очередь для него самого.

Автор: Ида Шаховская