Вступление детей в игровое взаимодействие является одной из необходимых предпосылок овладения ими сюжетно-ролевой игрой. Если ребенка специально этому не обучать, у него могут быть отмечены неадекватные реакции в ответ на действия других детей. Поэтому начиная с раннего детства нужно организовать специальную работу, направленную на обучение ребенка восприятию своего сверстника как партнера по игре.

Существует два типа предметного игрового взаимодействия. Первый тип носит название «симметричное взаимодействие» и заключается в подражательных действиях детей, например, катание друг другу мяча. Второй тип – «несимметричное взаимодействие» – состоит в продолжении или завершении действий друг друга, например, один ребенок скатывается машинку с горки, а второй – везет ее в гараж. Этим двум типам игрового взаимодействия и нужно обучить детей раннего возраста.

Первым вашим шагом по обучению малышей взаимодействию в игре должен стать выбор игрового материла, в качестве которого лучше всего использовать мячи, машинки, кубики, тележки, паровозики, самолеты и др. Вторым шагом будет совместная игра с малышом, например, прокатывание друг другу мяча.

Сначала играйте с ребенком в эту игру сами, затем привлекайте к этому процессу ваших родственников и знакомых, а также их детей. Конечно же, будет очень полезным, если среди них будут ребятишки того же возраста, что и ваш малыш. Если ребенок испытывает дискомфорт без вашего присутствия, включитесь в эту игру сами. Третий (заключительный) шаг состоит не просто в действии нескольких детей с одной игрушкой, а в обучении их продолжению или дополнению действий друг друга.

Сначала, как и в первом случае, играйте с малышом сами. Например, можно вместе с ребенком построить гараж для машины. Для этого сначала объясните ребенку, что вы будете делать. Затем выберите кубики или какой-то другой строительный материал и разместите их на полу или на столе так, чтобы ребенок мог их свободно брать и размещать на поверхности.

После этого поставьте первый кубик и предложите малышу совершить аналогичное действие. Когда постройка будет готова, можно покатать машинку, а затем поставить ее в гараж. Если в вашей семье несколько детей, предложите им поиграть с малышом в эту же игру. Однако лучше всего изменить условия их взаимодействия, например, если вы строили гараж на полу, пусть дети построят его на столе. После того как ребенок играет вместе со взрослыми или детьми более старшего возраста, приучайте его играть со сверстниками.

Скорее всего, каждый день на детской площадке собирается много родителей со своими любимыми чадами. Предложите кому-нибудь из них, точнее их ребенку, построить гараж с вашим малышом. Если дети капризничают и не хотят играть вместе, включитесь в эту занимательную игру сами.

Очень скоро малыши с радостью будут ставить свои машинки в новую постройку. Таким образом, включение детей в совместную игру будет способствовать, во-первых, использованию игрушек, в соответствии с их функциональным назначением; во-вторых, адекватному переносу игровых действий на другие игрушки, близкие по признакам; и, в-третьих, элементарному социальному взаимодействию.