Какие мы преследуем цели, отдавая ребенка в спортивную или какую-либо творческую школу? Как определить, к чему у ребенка талант и с какого возраста лучше его развивать? Что лучше для ребенка: посещать разные занятия или совершенствоваться в чем-то одном? Как выбрать учителя? На эти и другие вопросы отвечает психолог.

Какие мы преследуем цели?

Собираясь отдать ребенка в спортивную, музыкальную, художественную или еще какую-нибудь школу, задумайтесь о своих целях. Постарайтесь понять, почему вы хотите, чтобы малыш рисовал, сидел за шахматной доской или гонял футбольный мяч? Сделать это необходимо, потому что иногда, сами того не зная, мы решаем собственные психологические проблемы за счет детей.

Порой стремление непрерывно чему-то учить ребенка связано с неумением взрослых общаться с ним. По самым разным причинам многие из нас не знают, как с ним поиграть, поговорить и чем его можно занять. Во избежание неловкости мы целыми днями водим малыша по секциям и кружкам, а некоторые приглашают для этого в семью няню.

До поры до времени это позволяет отвлечься от этой нашей проблемы. Мы приводим уставшего ребенка домой и тут же укладываем его спать. Так нам удается выгадать очередной вечерок, избавившись от необходимости разговаривать, читать и играть с ребенком. Но проблема остается нерешенной. Рано или поздно ребенок взбунтуется против происходящего, и нам придется задуматься, отчего нам скучно в его присутствии.

Другой распространенный случай — попытка компенсировать отсутствие самореализации через детей. Здесь есть немало подводных камней.

Действительно, родители многих ныне известных спортсменов и музыкантов выкладывались на все сто и жили жизнью детей, как своей собственной, мечтая о моменте, когда ребенок воплотит их мечты в реальность. Иногда результаты таких стараний улыбаются нам с экранов телевизоров во время олимпиад и трансляций рождественских концертов. Но горе тому, кого учили, кому покупали спортивное снаряжение и музыкальные инструменты, у кого часами сидели на уроках и тренировках, но из кого так и не вышло ничего выдающегося. Счастье от соприкосновения с искусством или спортом минуют этого человека, на всю жизнь у него сохранится тяжкое чувство, что он не оправдал надежд своих близких.

Даже если усилия старших и талант самого малыша принесут ему успехи на профессиональном поприще, риск столкнуться с глубочайшим разочарованием остается. Положив последние силы, выращивая великого танцора или пианиста, человек подсознательно ждет «возвращения» своих вложений и вознаграждения за труды. Но обычно ребенок выплачивает такие долги не родителям, а уже своим детям. А у родителя, посвятившего жизнь карьере дочери или сына, возникает обида на неблагодарных детей.

Наконец, тот, кто долгие годы стремился воплотить в ребенке то, на что не хватило смелости решиться самому, однажды понимает, что нельзя заставить другого прожить жизнь за себя. Не спасает это ни от внутренней пустоты, ни от тревоги из-за недовольства собой. Никто не сможет избавить нас от нереализованности, делая что-то за нас!

Итак, в основе наших стремлений должно лежать искреннее желание гармоничного развития ребенка. Тогда, на каком бы занятии вы и ваш малыш ни остановились, оно будет удачным.

Чем и когда заниматься?

Чуткие мамы и папы пытаются подобрать детям те занятия, которые будут соответствовать их индивидуальным особенностям. Прагматичные люди стараются найти то, что станет перспективным для малыша и сможет принести ему успех, а себе удовлетворение родительских амбиций. И те и другие спрашивают, как определить, к чему у ребенка талант и с какого возраста лучше его развивать.

Существует огромное количество методов и тестов для определения способностей детей. Проведено множество исследований: во сколько лет необходимо приступить к тем или иным занятиям, чтобы добраться до высокой планки? Как сообщает психология развития, если подходящий возраст пропущен, способности ребенка уже не удастся раскрыть так, чтобы он стал выдающимся пианистом или фигуристом.

Однако на практике ни тесты, ни исследования сенситивных периодов не играют большой роли в том, напишут ли когда-нибудь имя вашего сына или дочки на афишах.

Во-первых, так как в спорте и творчестве конкуренция чрезвычайно сильна, «лучший» возраст для начала обучения сдвигается к все более юному. Так, если еще лет десять назад считалось, что иностранные языки нужно изучать с восьми лет, то сейчас некоторые родители спрашивают у психологов, приглашать ли преподавателя английского в три года или нужно подождать до четырех. Считалось, что струнные инструменты необходимо осваивать с шести лет, а недавно я встретилась с двухлетней девочкой, которая посещает уроки скрипки.

Во-вторых, как человек, несколько лет просидевший в приемной комиссии в музыкальную школу, я должна признать, что определить способности у трех-четырехлетних малышей крайне сложно. В подтверждение этого в творческой среде ходят истории о том, как дирижеров с мировым именем когда-то не приняли в районную музыкальную школу из-за отсутствия слуха и чувства ритма.

Даже если мы провели тест на способности и не упустили лучший возраст для их развития, никогда нельзя предсказать, найдет ли ребенок себя в этой специальности. Становление в творческих профессиях очень длительное. Успех в них зависит от огромного числа обстоятельств: способностей, особенностей характера, состояния здоровья, от таланта преподавателей, от жизненных обстоятельств всей семьи.

К примеру, не так давно мне довелось работать с очень одаренным десятилетним мальчиком-спортсменом. Обеспокоенные родители пришли с вопросом, оставить ли его в спорте или забрать. Ситуация заключалась в том, что в команде поменялся тренер. Ребенок боялся нового преподавателя и из-за этого раз за разом отказывался от участия в соревнованиях.

Часто мы определяем круг интересов детей, исходя из наших установок, представлений о полезности и даже страхов. Тогда в ответ на восклицание: «Мама! Я хочу рисовать!» – ребенок слышит: «Ты девочка! Ты должна танцевать!» Обычно наши представления о том, кому и чем нужно заняться, отражают больше наши собственные мечты или разочарования и мало соответствуют реальной ситуации и индивидуальности малыша.

Как показывает жизнь, самый лучший тест на определение способностей и подходящего возраста для начала их реализации — это наша чуткость к детям, умение слышать их и наблюдать за ними.

Дети любят именно то, к чему они способны. Так что просто обратите внимание, чем занят ваш ребенок, когда он играет и отдыхает. Он соревнуется с друзьями во дворе? Берется за кисточку и часами смешивает краски? Повторяет фразы из мультиков на иностранном языке? Если ваша девочка целый день танцует на цыпочках, уроки танцев будут лучше и для ее здоровья, и для настроения, и для социальных достижений, чем сидение за шахматной доской. А если ваш сынишка тянется к иностранным языкам, не надо убеждать его, что мальчикам нужно играть в футбол.

Мы должны учитывать, что дети могут стремиться к какому-то искусству или спорту не только для реализации способностей, но и из-за потребностей роста личности. Ребенок может подсознательно чувствовать, что ему полезно и что необходимо. Если ему хочется плавать или лепить, значит, это именно то, что сейчас нужно для его здоровья, интеллекта, эмоций или формирования внутреннего мира.

Мне приходится слышать рассказы уже взрослых людей о своем детстве, о том, как невероятно сильно им хотелось петь, играть на арфе и т.п. Когда мы вместе разбираем, что же в то время происходило в их внутреннем мире, выясняется, почему на тот момент это было так важно. К примеру, малыш не мог поделиться эмоциями с близкими, и он стремился их прорисовывать.

Помните, ваш выбор, основанный на чуткости к ребенку, даст благодатную почву для раскрытия его способностей, развития личности, успеха в жизни и наших с ним отношений.

Разные занятия или совершенствование в одном?

Возникает вопрос: «Что лучше для ребенка? Посещать разные занятия или совершенствоваться в чем-то одном?» В первом случае взрослые опасаются, не приведет ли частая смена увлечений к поверхностности и непоследовательности. Во втором — тревожит необходимость сделать правильный профессиональный выбор в очень раннем возрасте. Решить эту дилемму можно, научив ребенка ставить перед собой индивидуальные задачи. Для этого помогайте малышу осознавать и подводить итоги того, что он делает.

Например, принял участие в соревнованиях, познакомился с новым музыкальным инструментом, сделал что-то своими руками, нашел новых друзей. Тогда частая смена интересов не превратится в хаос, а станет выстроенной линией личностного развития. В то же время вам будет легче решиться на серьезное профессиональное обучение, будь то музыка, спорт, балет и т.д. Даже если в какой-то момент малыш оставит то, чем он занимается уже несколько лет, это событие не превратится для него в неудачу. Умение формулировать и осознавать собственные задачи поможет не растерять все приобретенное, а сложить в «копилку» индивидуальных достижений.

Если ребенок выбирает то одно, то другое

«Мы ему уже и коньки, и гитару, и мяч футбольный купили. А он ни на чем так и не остановился...» Не пугайтесь, если семилетний мальчик вчера хотел быть хоккеистом, сегодня хочет стать футболистом, а на завтра наметил себе карьеру эстрадного исполнителя. Ребенку важно попробовать себя в разных сферах деятельности. А очень ранняя профессионализация отражает скорее амбиции родителей и преподавателей, чем потребности нормально развивающегося ребенка.

Однако если это бесконечное выбирание и перебирание так и не прекратилось, скорее всего, проблема вообще не связана с его предпочтениями и талантами. Возможно, что-то происходит в ваших с ним отношениях, отчего он и мучает вас все новыми и новыми просьбами отдать его то на футбол, то на флейту. Например, для него — это способ увидеть участие любимых людей в его жизни. Или же он ищет то, что принесет ему облегчение в какой-то его личностной проблеме: не находя его, мечется от одного дела к другому.

Если мы не можем себе это позволить

Серьезные занятия спортом, языками, музыкой требуют больших усилий и упорства не только от ребенка, но и от взрослых. Приходится находить время приводить и уводить его с уроков, помогать в нелегких упражнениях, тратиться на покупки инструментов, кисточек и учебников. Мы не всегда можем себе это позволить.

Однако, смущаясь отсутствием возможностей для образования ребенка и пытаясь охладить его пыл, мы вдруг «прибиваем» его к земле заявлением: «У тебя нет к этому способностей!» Пройдет лет двадцать, и уже ваш повзрослевший ребенок перестанет быть доверчивым малышом и разберется, к чему у него способности есть, а к чему нет. Обида за уничижение возможностей и обман со стороны тех, кому так доверяешь, обычно очень сильны. Так что лучше не закладывать фундамент для конфликта и отчуждения с собственными детьми, а набраться мужества и признаться, что вы не можете отдать его, например, в балетное училище, и ему придется довольствоваться кружком.

К счастью, если у человека есть сильное желание что-то делать и у него не подавлена вера в свои силы, рано или поздно он воплотит свою мечту. Тот, кто в семь лет лишь мечтал о красках, в двадцать три сможет найти себя в фотографии, а в двадцать семь, возможно, станет визажистом.

Как выбрать учителя?

Недавно друзья рассказали мне историю. Мальчик пришел на урок фигурного катания. Учитель его спрашивает: «Сережа, а ты почему ничего не делаешь?» На что малыш отвечает: «Мне мама сказала, что я сюда хожу удовольствие получать, а не делать то, что вы мне тут говорите!»

Подобными наставлениями взрослые, пережившие в детстве неадекватные требования, а порой и грубость преподавателей, пытаются защитить своего ребенка. Бесспорно, родители вправе желать, чтобы он не был травмирован! Но нет смысла отправлять малыша на занятия, предварительно посоветовав никого не слушать. Лучшее решение: выбрать хорошего преподавателя и довериться ему.

Нам придется признать, что в мире искусства и спорта традиционно существует строгое, а порой даже чересчур строгое обращение с учениками. Оно призвано заставить ребенка работать на грани своих возможностей, совершенствуясь в мастерстве. Но близким этого малыша нужно отдавать себе отчет, как такое обращение скажется на их ребенке. Приведет ли эта стрессовая ситуация к целям, которые они ставили перед собой, отдавая его на те или иные занятия? Впрочем, задавшись целью, мамам и папам нередко удается найти грамотного преподавателя, способного мотивировать детей на достижения и без прессинга и угнетения.

Детям многое даст учитель, любящий то, чем он занят. Не обязательно, чтобы он легко прыгал тройной тулуп или исполнял концерт С. Рахманинова с листа. Но в его руках простая детская пьеса прозвучит так, что захочется самому научиться играть.

И наконец, ребенку повезет, если его преподаватель чувствует себя на своем месте. «Лауреат всемирных конкурсов в душе», который вместо того, чтобы покорять мировые сцены, сейчас вынужден очаровывать «маленьких бездарей» в районном доме творчества, скорее всего, будет срывать на детях свое недовольство собой и своей долей.

Что делать с высокими требованиями?

Уже в раннем возрасте к детям, профессионально занимающимся спортом или искусством, предъявляют высокие требования. Действительно, трудности стимулируют развитие. Но нам необходимо искать тонкую грань между тем, когда большие нагрузки и требования вдохновляют ребенка совершенствоваться, и тем, когда они его подавляют и разрушают. Если ребенку удается справиться со сложным заданием, у него появляется самоуважение и стремление развиваться. В противном случае он теряет веру в себя и опускает руки. Нередко родители жалуются на лень и апатию своих детей. А их причина часто кроется как раз в том, что ребенок не справляется с непосильными задачами. Из-за этого он так сомневается в собственных способностях, что даже не пытается что-либо делать.

Гармоничное развитие

Помимо того, что ваш малыш освоит то, что он непосредственно изучает, например, игру в теннис или танец, он сможет приобрести бесценные качества и способности. Например, уроки музыки закладывают психофизиологическую базу грамотной речи, восприимчивости к языкам, высокого интеллекта и абстрактного мышления, так необходимого математикам и физикам. Живопись помогает человеку быть внимательным к важным, недоступным для многих деталям. Спорт, делая тело ребенка сильным, ловким и выносливым, вырабатывает еще и силу воли, позволяет чувствовать себя увереннее.

Подойдя к занятиям ребенка осмысленно, вы поможете ему стать обладателем работоспособности, умения организовывать свое время, формулировать задачи и доводить начатое до конца. Он научится выступать, участвовать в соревнованиях и сдавать экзамены. Он получит возможность общаться с людьми, увлеченными любимым делом, которые откроют ему тайну этой любви.

Соприкосновение с великими произведениями художников, скульпторов, поэтов и композиторов позволит ребенку испытать переданные в них эмоции и сформирует хороший вкус.

Но помните, что многие профессиональные виды деятельности предполагают статичное положение тела, перенапряжение одной и той же группы мышц и бездействие другой. Так что, чтобы занятия были на пользу малышу, нужно посоветоваться с врачом о том, как скомпенсировать нагрузку и предотвратить переутомление и нарушения здоровья.

Следите также, чтобы целеустремленность и увлеченность одним делом не приводили к узости интересов и отсутствию общения с окружающими.

Заключение

Кто-то может воскликнуть: «Зачем же лишать человека детства какими-то занятиями?» Но «забирают» и «портят» детство не музыка, танцы и спорт, а невнимание родных к потребностям ребенка, использование его для решения собственных эмоциональных проблем и уход от общения с ним. Если вашей целью является гармоничное развитие малыша, вы ставите перед ним адекватные задачи, его окружают талантливые, увлеченные своим делом люди, то он ничего не теряет. Напротив, он находит бесценные дары для своей личности.

Автор статьи: Н.О. Мелешкова, психолог