Как и любому другому навыку, дружбе ребенка надо учить. Ведь общение со сверстниками играет очень важную роль в развитии ребенка. С друзьями ребенок учится взаимному доверию и уважению, общению на равных, а также всему тому, чему родители его научить не могут. Как же зарождается и развивается детская дружба?

В первый год жизни круг общения малыша состоит в основном из взрослых. Но это не значит, что ему не интересны такие же карапузы, как и он сам. Если вы положите рядом двух полугодовалых малышей, то они, скорее всего, начнут проявлять любопытство по отношению друг к другу. Они будут смотреть друг на друга и могут протягивать друг к другу ручки, чтобы пощупать, кто же этот новый человек.Чуть позже – в 8-9 месяцев - ребенок начинает активно демонстрировать интерес и привязанность к своим сверстникам.

Конечно, если у него есть возможность проводить время в компании других малышей. Эти проявления тоже довольно неуловимы, но все же их можно заметить: в присутствии знакомого малыша ваш ребенок оживляется и начинает улыбаться, и грустит, когда тот исчезает из виду. Если ребенок может ползать, то вы скорее всего заметите, что он выбирает какого-то определенного малыша из группы сверстников и ползет к нему. Друзей малыш всегда выбирает сам, и в этом проявляются особенности его личного мнения. Если кто-то из сверстников малышу не нравится, то взрослому практически невозможно заставить их дружить.

Примерно к полуторагодовалому возрасту малышовая дружба расцветает пышным цветом. В этом возрасте ребенок уже способен запоминать приятные моменты, проведенные в обществе другого малыша, может ясно демонстрировать свою привязанность и попытаться выразить ее словами, а также начинает сопереживать. Эти дружеские проявления у малыша нужно всячески поощрять: чем раньше ребенок научится формировать позитивные отношения, тем легче ему будет создавать отношения в подростковом и взрослом возрасте. Игры с ровесниками, кроме прочего, помогают малышу практиковаться в общении, развивая в нем такие качества, как доброта, сострадание, умение делиться и т.п.

Интересно то, что малыши обычно демонстрируют проявления дружбы не так, как, по мнению родителей, должны бы. Вместо того, чтобы говорить «Ты мне нравишься» или «Ты мой друг», ребенок будет стараться в игре подражать поведению того малыша, который ему нравится. Если один малыш начнет стучать в игрушечный барабан, то его друг обязательно тоже захочет постучать. При этом дети могут не создавать видимости непосредственного общения, но подражание – это примитивная замена слов «Ты мне нравишься». И это не всегда будет хорошее поведение, ведь дети – это дети.

Вне зависимости от чувства привязанности по отношению к своему другу ваш ребенок все еще может отнимать у того игрушки, отказываться делиться своими игрушками, капризничать и дуться. Эксперты считают, что это нормальная и даже необходимая часть дружбы среди детей дошкольного возраста. Через игровой опыт ребенок учится правилам общения. И вмешательство родителей на этом этапе дружбы только помогает малышу быстрей понять рамки этого общения: («Не бей Мишу. Если ты хочешь его игрушку, надо попросить»), научить состраданию («Видишь, Миша плачет. Давай пожалеем его»), предложить пути решения конфликтов («Может он перестанет плакать, если ты дашь ему немного поиграть с твоей игрушкой»).

Поступление в детский сад часто знаменуется новым этапом в умении дружить: ребенок может выбрать одного или нескольких «самых лучших» друзей, с которыми и предпочтет играть большую часть времени. В этом возрасте дружба часто базируется на совместной любви к тому или иному типу игрушек – например, к роботам или куклам Барби. К 5 годам общение и игра со сверстниками, как правило, занимает больше половины игрового времени малыша, а к 7 годам – почти все его свободное время. Хотя в этом возрасте мама все еще остается центром вселенной для ребенка и человеком, чье мнение ценится им превыше всего.

И если до этого малышу было просто играть почти с любым ребенком примерно такого же возраста, то в 7-8 лет он становится более избирательным в выборе друзей. Дети уже не находятся под постоянным присмотром мамы или других взрослых, и поэтому начинают дружить по собственным правилам. Настало время в одиночку опробовать все свои социальные навыки. Ребенок старается вписаться в определенную группу детей и стать ее частью, копируя поведение остальных членов. Что не всегда может нравиться вам. Но не спешите с извечным вопросом: «А если все будут прыгать из окна, ты тоже сиганешь вслед за ними?!» Нужно помочь ребенку найти баланс между поведением в группе и тем, как оставаться при этом самим собой.

Как это сделать? Не зацикливайтесь на мелочах, которые на самом-то деле не имеют большого значения. Так ли уж страшно, если девочка сделает прическу, как у подружки, или мальчик одевается не так, как должен с вашей точки зрения? Заостряйте внимание только на действительно опасных вещах. Если ребенок слепо подчиняется другим и отказывается от того, что он любит, то настает пора мягко вмешаться. Объясните ему, что настоящие друзья будут любить его именно за его индивидуальность.

Можно постараться найти ему новых друзей, организовав детский праздник и пригласив на него детей своих знакомых, соседей и сослуживцев. Вообще постарайтесь все время расширять круг общения вашего ребенка. При этом ему будет полезно дружить как с ровесниками, так и с детьми более старшего и более младшего возраста и противоположного пола, не ограничивая общение лишь сверстниками. Чем больше у ребенка будет друзей, тем выше будет его самооценка, и тем легче ему будет во взрослой жизни находить контакт с людьми.

Автор: Марина Аль-Рабаки