Смешны для меня стоны родителей – дите не читает! Очень быстро эти стоны по поводу нежелания конкретного ребенка читать книги перерастают в сокрушения о временах и нравах: ах, не читают дети!

Что ж, мои дети книги читают. Намедни застигла 18-летнего сыночка за чтением... Есенина (кстати, вы знаете, любезные читатели, что молодежь время от времени актуализирует те или иные моменты литературного наследия? Именно – и Бунин, и Бродский вдруг становятся читаемы).

Рассматривая свой опыт выращивания из неразумного младенца – человека читающего, с печалью предвижу, что этот опыт вряд ли может быть востребован. Поскольку этот опыт прежде всего предполагает работу не над покорным ребенком, а над ленивым собой.

Но все же – изложу. Может, кому-то пригодится?

Главное, убеждена, – личный пример. Если вы книги читаете – дети примут это как нормативное поведение. Если не читаете, а лишь вспоминаете, как читали в детстве, – не ждите, что дети вдохновятся этими рассказами.

В моей жизни книги были всегда. В жизни мужа – тоже. Естественно, и в жизни потомства книги оказывались в пределах доступности даже тогда, когда детки еще ползали: полки от пола до потолка, стопки тех книг, что на полки и в книжные шкафы не уместились – таково было детство золотое. Наряду с кубиками и куклами игрушками становились книжки – и такое использование все ж не стало для последних гибельным. Перед тем, как забрать старшую из детсада, мы с младшим заваливались время от времени в библиотеку. Я выбирала книги, он – вытаскивал деревяшки-разделители и нес их доброй библиотекарше.

Очень рано мы с мужем стали детям книги читать по вечерам. И делалось это без скидок на возраст (разница меж детьми – три года). Двухлетний малыш слушал то же, что и его пятилетняя сестра. Да, младшему было сложно – но и интересно. Непонятное, недопонятое они обсуждали меж собой и как-то дорывались до истины, насколько это было возможно. Бывало потешно слушать, как старшая младшему смыслы прочитанного объясняет либо по ходу чтения, либо позже, при случае.

«Белый отряд», «Сэр Найджел Лоринг», «Властелин колец», «Три мушкетера», «Хроники Нарнии», «Ким», «Капитан Сорви-голова», «Остров сокровищ» (семейным фольклором стала запись, которую исполнил на компьютере сын, едва овладев грамотой: «бенган оказался праф»)... Истории о капитане Бладе – одиссея, хроники, удачи...

Перебрав сейчас названия, понимаю: книги эти в первую очередь – о становлении человека. О том, как делать выбор меж честью и бесчестьем, как не пасовать перед сложностями...

Конечно, кроме приключений, во множестве читались сказки. Любимая – «Муфта, Полботинка и Моховая Борода»; «Буратино» и «Пиноккио»; серия о мумми-троллях; сказки братьев Гримм; двухтомник «Сказок и историй» Андерсена, шесть книг Александра Волкова – о путешествиях в Волшебную страну девочек Элли и Энни; потом Фрэнк Баум – четыре книги о стране Оз...

Эта традиция закончилась – когда у младшего из двух в том отпала потребность, когда оба набрали нормальную для чтения-понимания скорость.

А случилось это – когда в нашу семью пришел Гарри Поттер. Сокровище это я нашла в Интернете, на каком-то фанском сайте. Случайно попала, случайно начала читать – и читала всю ночь. Наутро, в шесть часов, разбудила дочь: почитай! Той в школу надо было к восьми, час с небольшим она читала книжку с монитора. Вернувшись из школы, уселась дочитывать. Я тем временем нашла еще две книжки о Гарри Поттере, прочла их.

На Новый год мы с дочкой купили себе первую книгу о юном волшебнике. Затем – вторую, третью, четвертую. Этот комплект обошел весь класс дочери. Оказалось, что вовсю эту же книгу читает и сын, тогда еще ученик начальной школы. Книга побывала в семьях его одноклассников. Мать одного из одноклассников, сама учительница, смеялась: именно с этой книги ее сын стал читать книжки без принуждения.

Конечно, в жизни моих детей были и есть фильмы, в том числе – экранизации литпроизведений. Но книги – первичны, книга ощущается и должна ощущаться как первоисточник.

Это очень важно – понимать, что книга не есть расширенная редакция киношной версии. Фильм – часто всего лишь то, что увидел в книге сценарист или режиссер. Главное же – чтоб к моменту встречи с экранизацией уже сформировалось свое видение, чтобы первоисточник был запечатлен в памяти, чтобы на книге душа выросла, сформирован был собственный опыт ощущения и понимания.

Потому-то мы живем без телевизора. Правда, поначалу, когда ящик еще имелся, я пыталась дочь научить смотреть ТВ – образовательные программы все ж имели место быть в программе. Но плохой дочь оказалась смотрельщицей – жаловалась, что у нее от телевизора глазки щиплет. На счастье ее и наше с мужем – волшебный ящик сломался.

Чтоб купить новый, в те времена нужны были не деньги, а талон на право покупки товара. Чтоб получить талон, надо было вытянуть счастливый билетик в розыгрыше между членами трудового коллектива... Прошедшие через начало 1990-х гг. должны эти перипетии представлять, а непрошедшие пусть радуются, что от этого опыта избавлены.

В общем, судьба сохранила нашу семью от покупки нового телевизора.

Почему отказ от телевизора, наряду с органичностью книг в жилище, считаю первым и самым важным шагом для воспитания человека читающего?

Потому, что телевизор дает информацию максимально подготовленной к усвоению. Разжеванной, если хотите. И даже слегка ферментированной. На это восприятие – притом в нужном создателю программы или фильма ключе – работают звук, цвет, свет, формы и образы, даже ритм и темп восприятия уже заданы.

Общаясь же с книгой, все это – темп, образы, формы, а также живой, эмоциональный отклик на читаемое – читатель генерирует для себя сам, в своем воображении – он свободен, он сам себе и режиссер.

Чтобы смотреть телевизор, надо только сесть перед ним и щелкнуть пультом. Или лечь, что удобнее, правда? Чтобы читать книгу, надо потрудиться, первым делом надо овладеть кодом культурного человека – постичь грамоту.

Вот такой мой опыт. Он принес результаты. Дочь сделала общение с книгой профессией (добивает пятый курс филфака по специальности издательское дело и редактирование). Сын – дизайнер неясной пока специализации, в книжках первым делом рассматривает картинки. А прочитав – набрасывает этюдами впечатления.

...Одна знакомая поделилась своим опытом решения проблемы детского чтения. Сторговалась с сыном: она ему покупает новый телефон «как у двоюродного брата», он ей – читает пятьдесят книг. Что ж, тоже вариант...

Автор: Люба Мельник