Малыш, приходя в этот мир, с самого рождения погружается в процесс его познания и изучения на разных уровнях (физическом, интеллектуальном, психическом, эмоциональном и речевом).

Безусловно, что обретение им новых навыков и умений происходит на разных стадиях развития и в определенном возрасте. Задача взрослых наблюдать за тем как развивается их малыш, и помогать ему в получении новых знаний и навыков. Речевое развитие ребенка – является одним из важных аспектов его полноценного развития.

То, насколько хорошо говорит ребенок, во многом определяется развитием у него речевого аппарата, включающего такие звенья, как дыхательные органы, пассивные и активные органы речи, и головной мозг. Как и любая другая часть тела, органы, которые задействуются в производстве речи, должны тренироваться.

Для адекватного речевого развития ребенка по возрасту большое значение играет социальная среда, в которой он живет, учиться общаться и вербально выражать свои мысли. Большинство детей гораздо больше нуждаются в выражении своей творческой натуры при помощи голоса, чем в бессловесном рисовании рисунков или конструировании домиков из кубиков. Способность говорить открывает перед малышом большие возможности для самовыражения и раскрытия внутренних талантов и способностей.

Считается, что едва ли не с момента его зачатия родителям нужно больше разговаривать с будущей крохой, который поселился у мамы в животике. После его рождения с первыми мамиными словами, нежными колыбельными и ее обращениями к нему, у него происходит первоначальное знакомство с родной речью.

Один из самых действенных способов речевого развития ребенка, который обогащает словарный запас малыша, развивает его слуховое восприятие и стимулирует речевую активность - это чтение ему детских книг. Во время того, как вы читаете ему, он знакомится со словарным богатством, интонационным рисунком, грамматикой, синтаксисом и красотой родного языка.

Детские книги при помощи ритма, рифмы и красочных иллюстраций обрамляют слово, и способствуют погружению ребенка в языковую среду. Кроме того, чтение взрослыми книг вслух, обучение малыша чтению вслух, запоминание детских стихов и рифмовок, пересказывание прочитанного раскрывает новые горизонты для стимулирования речевого развития ребенка.

Описание мамой выполняемых действий, побуждение малыша описывать словами то, что он делает, помогает ему оценивать свою способность переносить визуальную картинку в речь, более того, становится для него увлекательной игрой.

Взрослым при общении с новорожденными и детками раннего возраста необходимо называть и описывать предметы, явления и выполнения действий. Можно начать с описания предметов, которые есть в доме; приклеить на предметы таблички с их названиями. Тогда детки не только на слух будут воспринимать слова, но и в будущем будут узнавать их по написанию.

Кроме того, речевому развитию ребенка очень хорошо способствует пение. Чем больше вы будете петь ему, тем быстрее он начнет говорить. Многие первые слоги, и простые слова, малыш воспроизводит, услышав их из маминых песенок и колыбельных. Сначала он много слушает, а со временем будет пытаться повторять услышанное.

Детское познание окружающего мира происходит через действие, которое само по себе предполагает повторение. У детей должна быть возможность многократного повторения действий. То же самое можно сказать и о повторение всего, что связано с речью: песен, стихов из книг, историй, сказок, слов, рядов слов и предложений. Повторение, и еще раз повторение!

Чтобы у ребенка появился стимул говорить, он должен иметь рядом того, с кем он сможет это делать. Деткам важно не только общаться с близкими, но и с другими людьми, например, с другими детьми. Когда они делятся с кем-то из деток своими игрушками или требуют свою вещь обратно, потребность в общении возрастает, тут они уже вкладывают в свои слова эмоции и пожелания. Крайне важно, чтобы ребенок имел возможность общаться с другими детками: ходите с ним на игровые детские площадки или на занятия в детские развивающие центры.

Для речевого развития ребенка могут быть полезными следующие упражнения:

1) детские игры на угадывание (когда детки описывают то, что они загадали);

2) задания на описания с закрытыми глазам (когда ребенок с завязанными повязкой глазами, ощупывает предмет и пытается описать свои ощущения при помощи прилагательных);

3) песенки (которые учат детей пропевать слова и фразы многократно),

4) чтение (при котором ребятишки узнают слова и знакомятся с грамматикой);

5) приготовление еды (во время которой, ребенок по предложенному вами простейшему рецепту с пошаговыми инструкциями, должен будет самостоятельно вслух прочитать последовательность действий, соотнести прочитанное с иллюстрациями и приготовить).

Многие авторские методики раннего развития предлагают эффективные приемы и техники по речевому развитию ребенка. Предлагаем ознакомиться с ними на страницах нашего портала о развитии детей.

Автор: Борисова Олеся