Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) - это неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.

СДВГ не имеет определенных физических признаков, которые можно обнаружить при рентгеновском или лабораторном исследовании. Он может быть установлен только по характерным особенностям поведения, которые очень схожи у разных детей. Поступки детей с СДВГ загадочны и противоречивы. Их безрассудство и дезорганизованность — постоянный источник стресса для самого ребенка, его домочадцев, учителей и одноклассников.

Почему он не может сидеть спокойно? Почему она ничего не доводит до конца? Почему он совершает столько ошибок из-за невнимательности? Однако в определенное время или в некоторых ситуациях дети с СДВГ выглядят совершенно нормальными. Эта непоследовательность заставляет других подумать о том, что ребенок может контролировать свое несносное поведение, если он приложит больше усилий или если родители или учителя ограничат ребенка более жесткими рамками. Однако ни сверхусилия, ни ужесточение правил поведения обычно не помогают, потому что большинство детей с СДВГ уже пытались пойти по этому пути.

Они хотели вести себя хорошо, но недостаточный самоконтроль постоянно мешал им. В результате они испытывают страдание, стыд и грусть, когда их обвиняют в невнимательности. За то, что им не удалось завершить домашнее задание или работу, их могут ругать, наказывать или даже бить. К несчастью, зачастую они просто не понимают, что произошло что-то не так, или что они могли бы действовать иначе. Ребенок с СДВГ может погружаться в состояние разочарования или испытывать чувство безнадежности.

Например, Миша говорит: «У меня нет друзей, потому что я не умею нормально играть. Когда они называют меня глупым уродцем или Мишкой-дурачком, я плачу, я просто ничего не могу изменить». Такие высказывания оставляют мало сомнений в том, что СДВГ может жестоко поломать всю жизнь ребенка, поглощает колоссальное количество энергии, вызывает эмоциональную боль, снижает самооценку и серьезно ухудшает взаимоотношения с окружающими людьми.

Одна из самых распространенных ошибочных мнений относительно детей с СДВГ в том, что у них переизбыток энергии, и многие родители и учителя, пытаются направить ее в нужное русло, загружая ребенка посещением многочисленных «кружков», спортом, иностранными языками и пр. Думается, что если энергии слишком много, то растрачивая ее больше вне школы, на уроках ребенок будет усидчивей и спокойней. Это не так! Импульсивность ребенка и его неусидчивость имеет совсем другие корни!

Давайте разберемся, какие же признаки у СДВГ, как его диагностировать и, самое главное, как помочь ребенку.

Признаки и диагностика СДВГ

Первый перечень содержит симптомы невнимательности, слабой концентрации внимания и дезорганизованности; второй — симптомы гиперактивности и импульсивности. Однако сказать, что два основных признака ГРДВ — это невнимательность и гиперактивность-импульсивность, было бы чрезмерным упрощением, так как каждый раздел включает в себя много различных симптомов, которые нужно определять и оценивать по-разному.

Итак, как же проверить, есть ли у Вашего ребенка СДВГ? Существуют диагностические критерии данного расстройства. Эти критерии разделены на две группы: симптомы невнимательности и симптомы гиперактивности/импульсивности:

Шесть (или более) из следующих симптомов невнимательности, сохраняющихся в течение, по меньшей мере, 6 месяцев; степень проявления симптомов нарушает адаптацию или не соответствует уровню развития:

Невнимательность

(a) Часто не может сосредоточить пристальное внимание на деталях или совершает ошибки по невнимательности в школьных заданиях, на работе и в другой деятельности

(b) Часто не может удерживать внимание во время работы или в игре

(c) Часто не слушает то, что ему говорят

(d) Часто не следует инструкциям или не может закончить школьное или рабочее задание или не может выполнить до конца повседневные домашние обязанности (не по причине оппозиционного поведения или непонимания инструкций)

(e) Часто обнаруживает трудности с организацией труда и деятельности

(f) Часто избегает, не любит или неохотно выполняет задания, которые требуют постоянного напряжения умственных усилий (например школьные или домашние задания)

(g) Часто теряет вещи, необходимые для работы и другой деятельности (например — игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги или инструменты)

(h) Часто отвлекается на внешние раздражители

(i) Часто забывчив в повседневной деятельности

Шесть (или более) из следующих симптомов гиперактивности/импульсивности, сохраняющихся в течение, по меньшей мере 6 месяцев; степень проявления симптомов нарушает адаптацию или не соответствует уровню развития:

Гиперактивность

(a) Часто ерзает или двигает руками и ногами, когда сидит

(b) Часто встает с места в классе или в других ситуациях, когда предполагается непрерывное сидение

(c) Часто бежит или залезает куда-нибудь в неподходящей ситуации (у подростков и взрослых может быть ограниченно субъективным ощущением беспокойства)

(d) Часто не может играть или проводить досуг тихо

(e) Часто совершает свои действия «на ходу» или «как заведенный»

(f) Часто слишком много говорит

Импульсивность

(g) Часто начинает отвечать, не дослушав вопроса

(h) Часто не может дождаться очереди

(i) Часто прерывает других или мешает им (например, вмешивается в разговоры или игры)

Итак, подтвердить наличие синдрома дефицита внимания и гиперактивности лабораторными исследованиями и исследованиями головного мозга нельзя, НО существует психологическое исследование, с помощью которого специалист-психолог, проверит внимание вашего ребенка. И результаты теста «скажут» о степени развития данного психического процесса. Эти сведения, а также тщательный анализ поведения вашего ребенка, помогут правильно диагностировать СДВГ.

Как помочь ребенку с СДВГ?

Самым оптимальным вариантом, является комплексная помощь. Это взаимодополняющее сотрудничество врача – детского невролога, психолога и родителей. В идеале, в это сотрудничество желательно подключить и учителей ребенка, хотя бы, на уровне беседы с психологом или родителями. Как же каждый из специалистов поможет вашему ребенку победить синдром дефицита внимания и гиперактивности?

Врач обеспечит ребенку нужное медикаментозное лечение. Для чего оно нужно? Лекарства часто помогают управлять уровнем химических веществ в мозгу ребенка с СДВГ. Некоторые лекарства помогают такому ребенку оставаться сосредоточенным. В результате ребенку легче учиться. Это также содействует успеху поведенческой коррекции.

Психолог будет заниматься следующим:

1. коррекцией поведения ребенка. Поведенческая коррекция помогает ребенку действовать в соответствии с тем, что он знает, вместо того, чтобы реагировать на импульс, который он чувствует. Со временем у ребенка могут сформироваться хорошие навыки и улучшится поведение;

2. научит ребенка грамотно планировать свою деятельность и ставить достижимые цели, доводить начатые дела до конца;

3. поможет нормализовать эмоциональное состояние ребенка;

4. коррекция внимания и памяти ребенка как высших психических функций;

5. даст рекомендации родителям, учителям по грамотному взаимодействию с ребенком.

Рекомендации родителям

Чтобы предупредить социальную и школьную дезадаптацию, с расторможенностью ребенка необходимо бороться еще до того, как он научится ходить, четко разграничивая целенаправленную активность и бесцельную подвижность.

Поскольку врожденные особенности нервной системы не позволяют ребенку обуздать избыточную двигательную активность, ее надо четко направлять и организовывать с раннего возраста. Именно организация двигательной активности является фундаментом обуздания расторможенности. Вся организация деятельности гиперактивного ребенка (игровой, трудовой, учебной и т.п.) осуществляется как бы на бегу, что требует значительной самоотдачи. Таким детям очень полезно заниматься ритмикой, хореографией, танцами.

Очень полезно играть с ребенком в спортивные игры с правилами (кроме травматичных видов), поскольку они требуют достаточной организованности и подчинения точной цели. Постановка цели, действия по плану для такого ребенка буквально спасение, так как при этом происходит превращение бесцельной подвижности в целенаправленную активность. И так должно быть до тех пор, пока целенаправленная активность не станет привычкой.

Когда ребенок устал от беготни, его следует сажать с собой за стол, занимая делом в соответствии с возрастом. При этом давайте ребенку только одно задание, чтобы он смог его завершить. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания. Он может строить, конструировать, лепить, рисовать и т.п. Пусть убедится, что эти занятия так же интересны, как и подвижная игра. Усидчивость постепенно станет для него привычкой. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Режим дня гиперактивного ребенка выстраивается таким образом, чтобы он не позволял ему слоняться без дела. Бесцельное времяпрепровождение необходимо не допускать и решительно пресекать.

Излишне говорить о том, что подход к воспитанию такого ребенка должен быть максимально индивидуализирован и сочетаться с консультативной и коррекционной комплексной медицинской и психолого-педагогической помощью.

Родителям и педагогам важно различать патологические проявления в развитии ребенка, связанные с состоянием соматического или нервно-психического здоровья, и индивидуальные особенности его развития, обусловленные индивидуальным типом темперамента, характера, условиями семейного воспитания и др. Помочь им в этом смогут только специалисты.

Если родители и педагоги понимают проблемы ребенка, совместно вырабатывают подходы и требования к его воспитанию, организуют своевременную коррекционную и медикаментозную поддержку, то к началу школьного обучения проявления СДВГ могут быть преодолены, что в конечном итоге предопределит школьную успешность ребенка.

Маме важно понять, что улучшение состояния ребенка зависит не только от назначаемого специального лечения, даже если таковое нужно (направленно-компенсаторное нейропсихологическое или медикаментозное, замещающее дефект развития психических функций за счет других зон мозга), но в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.

При воспитании гиперактивного ребенка мама (и другие близкие) должна избегать двух крайностей:

– с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;

– с другой – постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями).

Частое изменение указаний и колебания настроений родителей оказывают на таких детей гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на других. Сопутствующие нарушения в поведении поддаются коррекции, но процесс улучшения состояний ребенка занимает обычно длительное время и наступает не сразу.

Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.

Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить "нет", "нельзя", "прекрати" – лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.

Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.

Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную "территорию"). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.

Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Не надо посещать места больших скоплений людей: рынки, массовые гуляния, магазины. Во время игр лучше ограничивать чадо одним товарищем, избегая беспокойных, шумных приятелей. Необходимо вместе с тем давать отпрыску возможность расходовать его бьющую через край энергию, направив ее в мирное русло: полезны длительные прогулки, занятия ритмикой, танцами, нетравматичными видами спорта, например, плаванием, у-шу.

Клинический психолог Ситникова Анастасия