Шиничи Сузуки (Shinichi Suzuki) - японский педагог, музыкант, мыслитель, известный во всем мире, как создатель во многом инновационного и необычного метода раннего развития музыкальных способностей, названного впоследствии его именем – методом Сузуки.

Талантливый представитель страны восходящего солнца с детских лет был окружен музыкальными инструментами – на фабрике отца производили скрипки.

Но только в семнадцать лет подросток был ошеломлен и восторжен до глубины души, узнав, какие прекрасные звуки может извлекать этот музыкальный инструмент. С тех пор и открылось для Шиничи Сузуки его настоящее пристрастие и дело, которое увлекло его на всю оставшуюся жизнь. Первые «пробы пера» он совершал интуитивно – сам пробовал играть на скрипе услышанные музыкальные произведения. Не зная ни нотной грамоты, ни имен великих композиторов! Да, позже была и профессиональная учеба. Но именно первые опыты Сузуки привели его к основополагающему постулату будущей педагогической теории: любой человек – носитель таланта, который лишь необходимо правильно развивать.

Но какой же педагогический подход в развитии музыкальных талантов является правильным? Естественно, указанный самой природой! Шиничи Сузуки высказал предположение о том, что ребенок усваивает музыкальную науку так же легко, как он усваивает родную речь; и в дальнейшем японец с успехом воплотил его в жизнь.

Обучение музыке и родной речи – во многом сходные процессы. И если обучение речи начинается уже с первых дней жизни ребенка, то почему же параллельно нельзя обучать малыша и музыке? Мать с момента появления ребенка на свет дарит ему ласку и постоянно разговаривает с ним. Никто не ругает малыша за неправильно произнесенные слова, а каждый новый слог или слово вызывают умиление и похвалу родителей, побуждая чадо развиваться дальше. Ежедневный труд, основанный на всецелой родительской любви и поддержке – вот фундамент метода Шиничи, который он с успехом перенес и на музыкальное образование.

Родители с первых дней жизни должны окружить своего малыша классической музыкой, чтобы он, играя или занимаясь своими делами, постоянно слышал образцы исполнения музыкальных произведений. Проводя аналогию с обучением речи, Сузуки говорил о том, что, пытаясь научить ребенка первым словам, родители будут постоянно повторять ему те или иные словосочетания. «Скажи: ма-ма; скажи: ба-ба» – пока ребенок, подражая речи взрослых, не попытается заговорить сам. Так же и с музыкой. Уместно на протяжении некоторого времени включать для ребенка какой-либо один музыкальный отрывок пока ребенок не запомнит, как он звучит.

Сузуки даже написал несколько подобных мелодий для различных инструментов сам. В дальнейшем ему не нужно будет сверяться с нотным листом – ведь он прекрасно будет знать последовательность игры на слух. Так же, как ребенка учат письму только после того, как малыш начал хорошо говорить, так и к нотной грамоте следует приступать только после того, как ребенок, подражая услышанной игре сам, научится исполнять музыкальные произведения.

Естественно, нужна помощь опытного педагога, который будет направлять первые шаги малыша. Но едва ли не большей по значимости является и роль родителей в этом процессе. Ведь мамы и папы должны стать для своего чада своеобразными «домашними учителями», которые постоянно будут следить за его успехами и своими поощрениями и похвалами не дадут угаснуть возникшему интересу к музыке. Шиничи Сузуки предполагал, что особо прилежные родители даже могут обучиться основам игры, чтобы дома направлять малыша в нужное русло, показывать ему пример собственными действиями.

Важным аспектом является система оценивания достижений ребенка. Сузуки настаивал на том, что оценка должна быть только позитивной. Так, в его школе давались только такие оценки, как «хорошо» или «ты молодец, но можешь добиться большего». И никогда отрицательные! Ведь если интерес ребенка угаснет, если он ощутит, что его действия не приносят результата, применение метода окажется бесполезным, ведь он основан на добровольном желании малыша заниматься музыкой, стремиться к прекрасному. А занятия «из-под палки» пойдут только во вред.

Основные постулаты метода Шиничи Сузуки – всецелая любовь и поддержка родителей и, естественно, ежедневный беспрерывный труд, основанный на активном слушании и повторении. Ведь ребенок учится говорить каждый день, тренируется произносить слова постоянно, приближаясь к цели маленькими шагами. Так и занятия музыкой требуют ежедневных пошаговых усилий, поддерживаемых и поощряемых родителями в атмосфере любви и доброжелательности.

По методу Шиничи Сузуки занималось и занимается огромное количество детей. И все они достигают, в конечном итоге, небывалых успехов. Метод, основанный на глубоком понимании и принятии природы человека, дает свои плоды.

Шиничи Сузуки верил, что музыка открывает человеческое сердце навстречу добрым и прекрасным начинаниям, а люди, посвятившие себя музыке – носители и основа мира, наполненного светом и пониманием. Любой ребенок, окруженный любовью и обладающий желанием заниматься, может проявить скрытые в нем таланты, чтобы дарить миру радость и красоту.