Разговорить молчуна с помощью групповой терапии

Психолог Хильдегард Бранд из немецкого города Майзенхайм разработала, внедрила и добилась положительных результатов в лечении молчащих детей, используя групповую терапию.

Речь, конечно, идет не о глухонемых малышах, а тем более буках, которые считают ниже своего достоинства лишний раз апеллировать к взрослым или сверстникам. Речь о тех, кто погружен в определенное состояние, когда больной не отвечает на вопросы и даже знаками не дает понять, что он согласен вступить в контакт с окружающими. В психиатрии и неврологии это состояние получило название мутизм. Оно может появиться как следствие сотрясения или ушиба мозга, тяжелой психической травмы, пожара, гибели близких. По косвенным признакам можно определить, что мутисты не теряют дара речи и способны понимать, что говорят окружающие.

Обычно таких больных лечат индивидуально: персонал медучреждения постоянно общается с ними. В ход идут мимика и жесты, а так же письма. Если простое общение не приводит к желаемому результату, врачи применяют метод растормаживания, когда мутисту последовательно вводят растворы кофеина и амитала натрия до появления состояния легкого опьянения. Потом медсестра должна несколько раз в течение дня заставить больного отвечать на вопросы и беседовать с ней.

Хильдегард Бранд практикует групповую терапию в условиях клиники уже более 30 лет. Свои наблюдения она подробно описала в исследовательской статье >. Под словом > Хильдегард подразумевает именно проблему того, как разговорить мутиста, помочь ему описывать свои впечатления и желания вербально. Она согласна с коллегами, что каждый случай мутизма в большой степени индивидуален, как отчасти индивидуален и путь выведения из него. Но у детей-молчунов много и общего, утверждает Бранд. И именно групповая терапия помогает в их лечении >:

Восстановить реалистичное сознание и память мутиста, учитывая его индивидуальные возможности Заново открыть и развить способность коммуникативного общения с окружающими Создать активные формы дискуссии и требований участников групповой терапии друг к другу Обучить родителей детей-мутистов тому, как им вести себя со своими чадами, а главное -- помогать определять их способности и возможности реалистично. Обобщая свой исследовательский опыт, доктор Бранд пишет: >. Главное в этом процессе коррекции мутистов с помощью групповой терапии то, что все члены группы, заговорившие и продолжающие молчать, помогают друг другу вернуться в > -- момент катастрофы. И потом вербально и невербально, но все время совместно они словно бы наблюдают, переживают и делятся впечатлениями о пережитом.

Групповая терапия людей, имеющих сходные психологические проблемы, протекает совсем иначе, чем если бы они лечились индивидуально в амбулаторном режиме. Такие разные, они постоянно коммуницируют и как партнеры, и как противники, и как пример для подражания, и как помощники, и как люди, нуждающиеся в помощи. И что немаловажно, все члены группы рано или поздно начинают понимать -- обсуждение тяжелейшей для себя темы можно долго оттягивать, но его не удастся избежать вовсе. Ведь их одногруппники уже заговорили!

По материалам http://www.psychologie-aktuell.com/