Основное свойство памяти – все забывать. По крайней мере, именно такое впечатление может сложиться, глядя на школьников. «Я забыл дневник… Я забыла, что нам задано… Я забыл сменную обувь…» Часто говорят: «Ему повезло, у него хорошая память!» Это значит, люди осознают большое значение памяти не только для повседневной жизни, но и для своей профессиональной деятельности. Выдающийся шахматист начала XX века Рихард Рети обладал феноменальной шахматной, то есть профессиональной, памятью, но был не в ладах с обыкновенной бытовой. Он мог легко играть, не глядя на доски, одновременно тридцать шахматных партий, но повсюду забывал свой портфель.

Специалисты различают много видов памяти: зрительную, слуховую, ассоциативную, образную, механическую, профессиональную и многие другие, но все это – память, и каждый из нас обладает ею (хотя в разной степени). Случаи действительно плохой памяти встречаются редко. И если некоторые добровольно признаются в том, что имеют плохую память, это означает всего лишь, что они не умеют ею пользоваться и ее развивать.

Вместе – веселее!

Память лучше всего тренировать с самого раннего возраста. Для физического развития детей мы стараемся приобщить их к спорту, отвести в какую-нибудь секцию (на утреннюю гимнастику, как правило, у нас самих не хватает терпения). Для увеличения емкости памяти также нужны специальные упражнения. Несомненно, путем ежедневных тренировок, многократных повторений малыша можно научить чему угодно и в любом объеме. Однако вряд ли это доставит ему радость, а психологи и педагоги один голос утверждают, что наиболее эффективной является эмоционально приятная деятельность ребенка. Избежать же удручающей монотонности удается, если тренировать детскую память во время игры. Кроме того, лучше, и уж точно веселее, если такие занятия проходят с группой ребятишек. Проводите не более одного-двух занятий в неделю, постепенно усложняя задания. Лучше всего заниматься с группой 5–7 человек. В одиночестве ребенок не может сравнивать свои знания и навыки с достижениями других детишек. Если в занятиях участвуют 2 ребенка, то в любой игре кто-то один обязательно будет победителем, а другой проигравшим. В группе победители меняются, и быть одним из проигравших не так обидно. При числе участников более 7 малышу приходится долго ждать своей очереди, что быстро надоедает. Кроме того, в большой группе каждому ребенку достается меньше внимания преподавателя.

Важно постоянно поддерживать интерес к занятиям. Поэтому, если новая тема ребятами сразу не понята, лучше ее оставить и вернуться к этому позже. Начинайте же знакомство с новой темой всегда с самых простых заданий. Бывает и так, что кто-то из детей постоянно отстает от своих сверстников. Для поддержания его духа надо время от времени устраивать игры, где исход зависит от случая, что дает этому ребенку равные со всеми шансы на победу. Например, кто выбросит большее (меньшее) число на игральном кубике или кто достанет из «базара» кость домино с большим (меньшим) числом точек.

Упорядочим процесс

В процессе запоминания немалую роль имеет внимание, при этом оно должно принять более точную форму – наблюдения, чтобы сохранить в памяти что-то, содержащее различные элементы. Предлагайте ребенку не просто запоминать то, что он видит, а помогайте ему вносить в процесс наблюдения какой-то порядок. Например, рассматривать предметы слева направо или от ближайшего к дальнейшему. Чтобы научиться лучше наблюдать, малышу нужно уметь использовать чувства, когда он созерцает предмет: пусть посмотрит общий вид, цвет, потрогает, измерит на ладошке его вес, даже понюхает.

Чем больше вкладывается чувств в процесс наблюдения, тем легче и надежнее запоминается предмет. Пробелы в нашей памяти возникают главным образом из-за некачественных наблюдений. Вы никогда не сможете извлечь из памяти больше, чем туда вложили. Самые доступные, не требующие специальной предварительной подготовки – это игры с предметами. На стол выкладываются хорошо знакомые всем вещи, например будильник, книга, шляпа, чашка и кубик. Ребенку дается некоторое (достаточное для него) время, чтобы все это запомнить, затем он отворачивается, и один предмет убирается. Теперь малыш должен постараться вспомнить, что же отсутствует на столе. Для ребят 3–4 лет пяти предметов достаточно. Постепенно, от занятия к занятию, число предметов можно увеличивать, причем интересно добавлять однотипные вещи. Например, положить среди прочих предметов три чайные ложки, а потом одну из них убрать. Не пытайтесь немедленно дать большую нагрузку памяти вашего малыша, но с каждым следующим занятием требуйте от него немного больше, чем накануне. Другая разновидность этого упражнения заключается в том, что предметы не убираются, а переставляются и дети должны восстановить прежний порядок.

Для малышей подходит также игра с открытками. Вы берете какую-нибудь яркую сюжетную открытку (или репродукцию картины), предлагаете ее внимательно рассмотреть, а затем забираете картинку и задаете «контрольные вопросы»: кто нарисован на картинке, как он одет, какого цвета одежда, кто стоит рядом и т. д. Если ответ не верен, предлагаете снова рассмотреть открытку и опять ее забираете, продолжая задавать вопросы. Поощряйте ребенка за каждый правильный ответ. (Способы поощрения определите сами). Также хорошо тренирует память игра со всевозможными таблицами. Ведущий (а его роль могут исполнять дети по очереди) рисует на листочке бумаги таблицу с одним или более простенькими значками. Все остальные разглядывают эту таблицу несколько секунд, а потом воспроизводят то, что удалось запомнить, каждый на своем листочке. Самым маленьким достаточно одного значка, им надо запомнить клетку, куда он помещен. Детям постарше предложите таблицу с 3–4 значками. Если занимаетесь с одним малышом, попробуйте поиграть на равных, то есть он тоже должен иметь возможность показать вам таблицу для запоминания с несколькими значками, не упускайте случая проверить или потренировать также и свою память.

Карточные развлечения

Детвора всех возрастов очень любит игру, которая так и называется – «ПАМЯТЬ» (Memory). Нужна обычная колода карт. Число играющих ничем не ограничено, правда, когда приходится долго ждать своего хода, игра становится менее привлекательной. Подобные игры, где вместо привычных карт используются рисунки или фотографии, продаются в магазинах, но колода карт чаще оказывается под рукой. Детей можно обучать этой игре, используя сначала неполную колоду карт. Карты в колоде тщательно перемешиваются и раскладываются в несколько рядов на столе лицом вниз. Каждый участник, когда до него доходит очередь, переворачивает лицом вверх две карты по своему выбору. Если карты парные, игрок забирает их себе и переворачивает еще одну пару карт. Парными считаются карты, совпадающие по номиналу и по раскраске. Например, две черные восьмерки, две красные дамы или два красных туза – парные карты, но красный туз и черный туз, красная девятка и красный валет, черная семерка и красная семерка правильную пару не составляют. Так продолжается до тех пор, пока не будут открыты непарные карты, что случается, особенно в начале игры, значительно чаще.

Если открытые карты пару не составляют, они просто переворачиваются лицом вниз и укладываются строго на прежние места. Очередь переворачивать карты переходит к следующему участнику. Побеждает тот, кто наберет больше правильных пар. А вот еще занимательная игра, которая к тому же великолепно тренирует мгновенную память. Надо взять колоду карт, вытащить одну, назвать ее и перевернуть «рубашкой» вверх. Затем взять вторую карту, назвать первую и вторую, положить перевернутую вторую на первую, вытащить третью карту, назвать первую, вторую и третью и т. д. так продолжается до первой ошибки. Затем колода карт перемешивается и передается следующему участнику. Выигрывает тот, кто дольше не ошибается.

Образно!

Если хотите, чтобы ваш малыш говорил на каком-то иностранном языке, то, с одной стороны, он должен обладать достаточным словарным запасом, а с другой стороны, уметь автоматически составлять фразы из слов. В обоих случаях речь опять же идет о памяти, причем во втором – о памяти механической. Если запоминание будет только связным, логическим, то при этом потеряется качество самопроизвольности, необходимое для того, чтобы говорить на языке. Вот почему не нужно пытаться учить малыша запоминать иностранное слово как перевод русского. То есть не стоит запоминать, повторяя, например, «book» (книга), лучше научить ребенка визуально представить себе книгу (или иметь изображение этого предмета) и повторять «book», «book». Так он свяжет понятия «книга» со словом «book». И помните: наилучший способ запомнить слово – это запомнить его в составе фразы (кстати, не только иностранной). Вместо зазубривания одного слова «book» научите его составлять маленькие фразы типа «it is my book» («это моя книга»). Пусть ребенок повторяет эту фразу несколько раз, усваивая ее значение, пока она не отпечатается в сознании. Изучение языка должно происходить большей частью механически, чтобы вызвать механические ассоциации и восстановить в дальнейшем самопроизвольно необходимые фразы.

Борис Дружинин, Ирина Куминова, педагоги