В классе, в котором я веду кружок, есть девочка. На прошлом занятии у нее был прорыв - впервые за 5 месяцев учебы, она не побоялась сделать поделку своими руками... До сих пор она говорила только одну фразу: "Я не буду делать. У меня точно не получится. Я знаю. Надо сделать так, чтобы было красиво. А я сделаю гадость."
Все эти 5 месяцев я пыталась подойти к ней с разных сторон. НО! Не делала за нее. Говорила, что очень люблю гадости и пусть она мне ее сделает. Убеждала, что она МОЖЕТ вырезать кружок. Что тот кружок, который у нее получился квадратиком - именно кружок. В общем, каждое занятие у нас была "битва".
И каждый раз я удивлялась - как сильно в Аню вложено убеждение, что :
- все надо делать только на высшем уровне
- у нее так точно не получится
- ошибиться она не имеет права.
Откуда же "растут ноги" у наших убеждений? В своих рассуждениях я использую материалы статьи с сайта.
"Начало образованию убеждений кладут те, кто воспитывает ребенка. В подавляющем большинстве случаев это родители. Самые первые убеждения - самые сильные. Они формируются в детстве. Эти убеждения называются базовыми. Ребенок создаёт их без обдумывания. Такие убеждения появляются в результате чувств и принимаются ребенком до того, как он начинает говорить. Они складываются с рождения.
К трём - четырем годам создаются все базовые убеждения.
До двенадцати лет ребёнок их дополняет.
В юношеском возрасте убеждения обрастают мыслями, которые помогают придать базе черты реальности.
Итак, начало формирования убеждений - раннее детство.
Как это происходит? Маленький ребёнок воспринимает мир как нечто огромное, а взрослых как великанов. Родители для него - всемогущи. Именно они определяют - жить ему или умереть.
Если он не видит родителей, если он испытывает голод, холод, то ситуация воспринимается им как угроза жизни. Если родители показывают ребёнку своё отрицательное отношение, гнев, то это равнозначно уходу, а тем самым и смерти.
Если у ребёнка рождается брат или сестра, он испытывает дефицит внимания и опять считает себя ненужным.
Взрослея, ребёнок по-прежнему зависит от родителей. Их отношение, милость определяет, будут или не будут удовлетворяться его потребности. В соответствии с этим ребенок начинает строить своё поведение так, чтобы остаться живым и удовлетворить свои потребности. Регулируют же это поведение базовые убеждения.
Как уже было сказано, формирование базовых убеждений начинается ещё тогда, когда ребенок не умеет разговаривать.
Тем не менее, он тонко воспринимает интонацию, жесты, движения тела, запахи и звуки. Если мать нежно прижимает к себе ребенка, то он воспримет это также, как слова: «Я люблю тебя!» Если же она не даёт ребенку почувствовать прикосновение, тепло своего тела, он воспринимает это как «Я отвергаю тебя!». Кроме непосредственного поведения родителей на формирование базовых убеждений в раннем детстве может оказать то, что с ними не связано, но воспринимается ребёнком как угроза для жизни. Всё, что происходит вокруг ребёнок воспринимает как исходящее от родителей. Это и громкий шум, и резкие движения, и одиночество во время пребывания в больнице.
Кроме того, базовое убеждение может сформироваться как механическое копирование поведения взрослых. Чтобы добиться исполнения своих желаний, ребёнок делает так же, как его родители во взаимоотношениях друг с другом. При этом мальчик чаще копирует отношение отца к матери а девочка - матери к отцу.
Когда ребёнок начинает понимать обращённую речь, слова, родители дают ему материал для формирования убеждений в форме прямых сообщений. Здесь мы рассмотрим те указания родителей, которые имеют наибольшее значение для формирования зависимой части. Они тоже были сформулированы представителями транзактного анализа.
Не живи (Умри).
Не будь ребенком.
Не чувствуй себя хорошо (не будь здоровым).
Не расти.
Не делай (ничего не делай).
Не будь близким.
Не думай.
Не чувствуй.
1. Не живи (Умри). Родители сообщают ребёнку «Не живи!» в различной форме и, чаще всего, не всерьёз. Это происходит потому, что родитель чувствует, что ребенок мешает ему, отбирает силы и внимание, которые он (его жена) раньше тратил на себя. Человек, имеющий соответствующее базовое ограничивающее убеждение считает себя недостойным, ненужным, ограниченным. В течение жизни он выполняет действия, которые приведут к осуществлению этого убеждения.
В большинстве случаев такое послание родителей вызывает в ребёнке огромное сопротивление. Он формирует сложные обходные пути, чтобы не умереть. В результате формируются ограничивающие убеждения типа: «Я буду жить, пока...». Далее следует например: «... буду много работать». В результате формируется зависимая часть, которая заставляет действовать также однобоко. Хотя она и сохраняет человеку жизнь, но не приносит счастья, свободы. Такая социально одобряемая зависимость рано или поздно переходит в обычную зависимость.
2. Не будь ребенком. Это более мягкий вариант той же ситуации. Когда родители чувствуют, что ребёнок забирает их силы, внимание, заботу, это может передаваться в сообщениях типа: «Единственный ребёнок - это я. Я позволю тебе жить, если ты будешь взрослым». Это может выражаться в известнейших фразах типа: «Большие мальчики не плачут» или «Ты уже большой, чтобы...». Такие же послания адресуют ребёнку родители, которые никогда не вели себя как дети, и поэтому неуютно чувствуют себя с детьми. Иногда это убеждение формируют старшие или единственные в семье дети, которые берут на себя ответственность за конфликты, трудности в семье. Зависимая часть перерабатывает фразу «Не будь ребенком» в убеждение, имеющее смысл «Нельзя радоваться» («Нельзя получать удовольствия»). Во всех случаях формирования этого убеждения, вырастая, человек не может вести себя раскованно, творчески, испытывает дискомфорт в ситуациях, связанных с развлечениями и удовольствиями.
3. Не чувствуй себя хорошо (не будь здоровым). Такое убеждение формируется, когда ребёнок получает заботу, внимание, любовь только в случае болезни. Второй вариант - постоянная оценка ребёнка как слабого, болезненного и послабления, поощрения ему в связи с этим.
4. Не расти. Такое послание исходит от обладателей созависимой части личности - то есть от тех, кто делает своих детей зависимыми и в дальнейшем сохраняет это состояние. Когда ребенок взрослеет и обретает самостоятельность, такие родители перестают испытывать полноту, смысл своей жизни, которые видят в исполнении своей родительской роли. В таких случаях оно может даже принимать форму «Не покидай меня».
5. Не делай (ничего не делай). Это вариант «Не расти». Такое послание исходит от родителей, которые не допускают мысли о самостоятельности, а значит независимости ребёнка. Взрослея, носитель такого послания ощущает потребность в зависимости, не знает, что ему нужно делать, постоянно ощущая бесполезность того, что всё таки сделает. Оказываясь зависимым, такой человек не предпринимает ничего чтобы самостоятельно от неё освободиться.
6. Не будь близким. Это может означать «Не будь эмоционально близким» или «Не будь физически близким». Вариант «Не будь близким» - «Не доверяй». Подобное воспринимается ребенком, когда родители его обманывают, оскорбляют, используют в своих целях или умирают. Одиночество - важнейшая предпосылка для зависимости.
7. Не думай. Это самое выгодное для зависимой части утверждение. Оно помогает ей скрыть свои убеждения. Такое послание очень часто исходит из зависимой части родителей. Они всё время отгоняют от себя мысль о решении проблем зависимости и дети копируют их отношение к сложным ситуациям. Поэтому для зависимого оно может означать: «Думай о чем угодно, только не о проблемах». Для созависимых это превращается в фразу «Не думай о своих проблемах, а думай о проблемах больного».
8. Не чувствуй. Такое сообщение исходит от родителей, которые сами скрывают свои чувства. Но чаще они разрешают проявление одних чувств, а другие запрещают. Это может перерасти в убеждение «Правильно чувствовать что-либо, но не показывать это».
Базовые убеждения спрятаны глубоко в части и в обычном состоянии не осознаются. Они - то, что часть пытается подтвердить всеми действиями. Они определяют конечный результат всех действий, которые совершает часть. Результатом чаще всего является подтверждение убеждения жизнью.
Глубокие, базовые убеждения определяют план жизни. Все более поздние поступки построены по этому плану и направлены на то, чтобы соответствовать главному убеждению части.
Например, базовое убеждение «Я хороший мальчик», которое закладывается родителями. Оно ведёт к совершению человеком действий, которые подтверждают что он - хороший. Причём, человек изначально знает, что он хороший и всё у него получается. Противоположное убеждение «Я - не достоин быть хорошим мальчиком» ведёт к тому, что человек тратит всю жизнь на то, чтобы доказать самому себе что он не плохой, опровергнуть своё убеждение, данное скорее всего родителями. Либо, человек делает всё так, чтобы провалить все свои хорошие начинания и подтвердить тем самым, что он хорошим быть не достоин.
Ещё об ограничивающих убеждениях
В принципе само по себе наличие убеждений не является чем - то плохим. Плохо это тогда, когда убеждение ограничивает возможности, лишает человека получил свободы выбора.
Полезное убеждение - инструмент, который человек использует по необходимости.
Ограничивающее принуждение делает человека рабом своей воли, превращаясь из инструмента в хозяина. Ограничивающее убеждение это то, что оторвано от обстоятельств, возведено в ранг всеобъемлющей истины, и никогда не проверяется на соответствие действительности.
Хотя ограничивающие убеждения сами по себе не материальны, не осязаемы, последствия их приложения к действительности материальны. Они управляют человеком из глубины, тайно. В этой неуловимости скрыто их могущество. Когда человек начинает освобождение от болезни, зависимая часть припасает ему много коварных ловушек. Одна из них - ограничивающие убеждения. Сколько бы человек не пытался избавиться от зависимости, пока он не освободиться от её сердцевины - ограничивающих убеждений, он не достигнет реальных результатов. Когда речь заходит об ограничивающих убеждениях при зависимости обычно я слышу: «Всё понятно. Ограничивающее убеждение - это когда думают, что наркотик безвреден. Я понял что это не так». На самом деле - это вовсе не ограничивающее убеждение. Настоящее заблуждение лежит глубже. Оно позволяет зародиться мыслям о возможности принимать наркотик, о желательности тоталитарной секты, о комфортности тех действий, которые ведут к зависимости.
Есть несколько разновидностей ограничивающих убеждений. Общее у них то, что они используются в отрыве от ситуации. Все они могут встретиться при зависимости. Каждое такое ограничивающее убеждение, полученное в детстве может лежать в сердцевине зависимой части.
Самое коварное ограничивающее убеждение видимо то, которое человек не задумываясь и не пытаясь проверить считает истинной.
Другой тип ограничивающих убеждений - такие, которые при их неисполнении якобы приведут к нежелательным последствиям. Это утверждение, которое описывает то, что должно быть только таким, как положено в ограничивающем убеждении или не может быть таким потому что так считает ограничивающее убеждение.
Например, утверждение «я не могу вылечиться от зависимости». Оно явно ограничивает поведение человека. В качестве аргумента в его поддержку человек обычно приводит то, что «как то я пробовал освободиться и не получилось». Убеждение «Я должен вести себя так - то». Оно тоже ограничивает поведение человека в определённых рамках, которые не всегда пригодны.
Обе эти разновидности ограничивающих убеждений проявляются в шаблонных ролях, которые человек играет в общении с другими, в шаблонном поведении, которому он следует.
Ограничивающие убеждения - не всегда признак зависимости. Практически все люди носят в себе ограничивающие убеждения, а большинство так или иначе испытывает неудобства от ограничений, которые вынуждены использовать в своей жизни, чтобы этим убеждениям соответствовать. Не все эти убеждения кажутся болезненными или нелепыми, напротив, для своих обладателей они - верх мудрости. Некоторые ограничивающие убеждения люди демонстрируют открыто, тратят свои силы, годы, а то и жизнь на то, чтобы эти идеи были приняты (как крайняя, не только абсурдная, но и опасная форма ограничивающих убеждений - превосходство одной нации над другой приведшее к фашизму). Другие ограничивающие убеждения люди тщательно скрываются. Но большинство таких убеждений находятся за пределами сознания, внимания, и человек не понимает что действует для и во имя их.
Зависимый человек может научиться гораздо лучше обнаруживать ограничивающие убеждения и освобождаться от них в отличии от тех, кому ограничивающие убеждения не принесли ощутимого вреда. В этом та польза, которую можно получить от зависимости, если Вы освобождаетесь от неё. Эта польза - в возможности увидеть издалека ограничивающее убеждение своим внутренним индикатором и не допустить его в себя.
Как же обнаруживать ограничивающие убеждения?
Определите правило, которому Вы следуете не задумываясь. Это правило появилось для Вас давно и заменило необходимость рассуждать, анализировать ситуацию, присутствовать в ней. Такое правило и есть ограничивающее убеждение. Это то, что почти не осознаётся, не обдумывается, используется в качестве истины, закона жизни. Человек настолько уверен в ограничивающем убеждении, что никогда не пытается его изменить. А если его внимание натыкается на него, то ограничивающее убеждение кажется ему очевидной истиной и он не разбирается в этом дальше"
Юлия Матвеева
Развитие
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат