Конечно же, родители желают своему ребенку только добра. Иначе и быть не может. Но вся нынешняя особенность в том, что западные «ценности» в сознании современного подростка незаметно, но агрессивно вытесняют влияние «отсталых» родителей. О чем говорить с ними, если они не понимают, как можно почти сутки сидеть за монитором и играть в фантазийном мире? Какие могут быть рассуждения о вреде для слуха очень громкой западной музыки, если ее исполняют такие классные музыканты?

Психологи рекомендуют родителям проявлять терпимость к своим детям-подросткам. Нельзя категорично что-либо запрещать, не объясняя при этом причину запрета. Результат будет только один — сын или дочь ваш запрет воспримут как требование безоговорочного подчинения и грубое вмешательство в их личную жизнь. Не усмехайтесь, даже у детей есть личная жизнь. Вспомните себя. Как вы поступали, когда вам запрещали встречаться с кем-либо, не объясняя причину запрета? Вы ведь продолжали встречаться тайком и далеко не сразу понимали, что родители были правы со своим запретом. Что вам, ставшим папой и мамой, мешает сейчас толково объяснить ребенку причину запрета, а не в приказном тоне говорить: «Я сказал, чтобы больше не ходил к Ваське!»?

Запомните: если вы вынуждены что-то запретить, причина для этого должна быть очень и очень весомой в понимании ребенка. Запрет должен быть осуществлен только в мягкой форме, логично обоснованной, а контроль за его выполнением — косвенным, малозаметным.

Ничего страшного не случится, если вы извинитесь за неверно понятое вами действие со стороны ребенка. Этим вы не уроните свой авторитет. Наоборот, ребенок-подросток поймет, что с вами можно общаться открыто, поскольку вы умеете признавать свои ошибки, не станете упрямиться ради «сохранения лица».

Частая ошибка родителей — завышенные требования, для выполнения которых подросток еще не готов. Акселерация идет нынче лишь чисто в физическом плане. На всех остальных уровнях ее нет. Современные подростки часто инфантильны. Их требуется направлять к правильному решению. Но выглядеть это должно не как ваша назойливая опека, а как просто тактичный совет, после которого ребенок сам принимает решение.

Очень важно не упустить момент, когда у сына или дочери появятся проблемы, о которых они не пожелают с вами говорить. Скажем, первая любовь. В подростковом возрасте это еще не совсем любовь. Скорее речь надо вести лишь о симпатиях. Особенность же в том, что подросток делает трагедию для себя, если его чувства не разделены объектом обожания. Как следствие, начинаются нервные срывы с затяжной депрессией, переходящей затем в агрессивное поведение. Ваша задача — тактично разобраться в причинах такого поведения и объяснить: все еще впереди, и настоящая, а не мнимая, любовь еще будет.

Не менее важно поддерживать подростка на пути его развития. Недопустимо в переходном возрасте концентрировать его внимание на недостатках. Они имеются у любого из нас. Концентрировать внимание нужно на положительных факторах словами: «У тебя это отлично получается!», «Без сомнения, сумеешь это сделать!». Не упрекайте за допущенные просчеты, они носят временный характер и по мере взросления у ребенка появится больше опыта и навыков.

Подростки очень хотят выглядеть старше своего реального возраста. Но сигарета, выпивка, нелепо «раскрашенное» косметикой лицо, нецензурная речь и «независимое» задиристое поведение взрослыми никак не делают. Тут лишь иллюзия взрослости. Задача родителей не допустить, чтобы эта иллюзия овладела сознанием вашего ребенка. Беседы на эту тему не должны носить категоричного характера. В мягкой форме объясните, что у каждого возраста есть своя прелесть и нельзя из первого класса сразу же оказаться в выпускном классе.

Запомните: в общении с подростком нужна золотая педагогическая середина. Не забывайте читать специальную литературу, консультироваться с психологом не только в сложных ситуациях, но и для «профилактических» целей. А главное — ваши дети должны воспринимать вас как своих самых лучших друзей, с которыми можно говорить обо всем.

Автор: Оксана Смирнова