Детей, которые любили бы наводить порядок в своей комнате, наверное, не существует. Бывает и вовсе как в том анекдоте: «Сынок, собери игрушки!» – «Мам, а можно я лучше в углу постою?»

Некоторые психологи считают, что требование ставить вещи на место и не разбрасывать их, где попало, лишено всякого смысла. Оно – внимание! – «угнетает исследовательскую деятельность ребенка и его творческие способности». Иначе говоря, в идеальном порядке дети не развиваются. Их мир – первобытный хаос, который они начинают упорядочивать лишь с годами.

Наша реальность

Эта теория всем хороша, но она совершенно не подходит для наших небольших квартир. В них нет отдельной игровой, где можно было бы творить, то есть разбрасывать игрушки до бесконечности. Но зато есть папа, мама, а может, еще и бабушка с дедушкой, которым тоже необходимо личное пространство. Выход один – постепенно, всем вместе приучать юного творца к порядку.

Не ругаясь и не крича.

Не заставляя убирать игрушки насильно.

Не поощряя уборку конфетами, походом в цирк, покупкой новых игрушек. Вы же не хотите, чтобы через некоторое время сын или дочка подходили к вам с вопросом: «Я уберусь, а что мне за это будет?»

Когда нужно начинать приучение к порядку? Некоторые считают, что чем раньше, тем лучше, например в 2–3 года. Кто-то – что позже, в 4–5 лет. Но в любом случае будет здорово, если уборка игрушек превратится в ритуал перед сном, перед прогулкой, после занятий.

Начинайте всегда сами, предлагая ребенку помочь вам. И не обижайтесь, если он поначалу будет отказываться. Ведь малыш еще не знает, что убирать игрушки на самом деле здорово и весело…

Игры со смыслом

Замечательный папа или волшебная мама могут превратить этот скучный и унылый процесс в интересную и захватывающую игру. Например, в…

«магазин». Катим по комнате коробку и в нее, как в тележку, складываем «покупки». Задача играющих – наполнить коробку-тележку доверху.

«дворника». Игрушки превращаются в снег или опавшие листья, и маленький дворник убирает их лопатой или метлой.

«уборщика». Им может быть любимая игрушка – мишка или кукла. Ее ручками/лапками очень удобно и весело захватывать разные предметы и бросать их в контейнер.

«снегоуборочную машину». Необходимый реквизит – эта самая машина. Если ее нет, подойдет трактор, экскаватор… Машина едет по комнате, сгребает игрушки, а потом отвозит «снег» в коробку.

«сбор ягод (грибов и цветов…)». Берем с собой корзины и отправляемся в «лес». В одну корзинку складываем «ягоды» – мелкие детали конструктора. В другую «грибы» – машинки.

«кто быстрее». Две команды (команда мамы и команда сына или дочки) наперегонки собирают игрушки в разные коробки. А можно посоревноваться в меткости – кто попадает в ящик с определенного расстояния.

«контролера». Им может быть абсолютно любая игрушка – кукла, паровоз, дракон… Ребенок собирает игрушки, а «контролер» маминым голосом хвалит, подбадривает, оценивает качество уборки.

«викторину». Ведущий (взрослый) дает задание: собрать пять игрушек. Потом – бросить в коробку три зеленые игрушки. Затем – всех зверушек. Или только деревянные игрушки. И так, пока все не будут собраны.

Параллельно можно рассказывать про каждую игрушку интересные факты.

Недостатки метода. Ребенок не всегда готов включиться в игровой процесс, а у мамы не всегда есть силы и время для его организации.

С песней веселее

Можно убирать игрушки под любимую музыку, а можно – напевая вот такую песенку:

Мы игрушки убираем,

Раз, два, три.

По местам их расставляем,

Посмотри.

Раз игрушка,

Два игрушка,

Три игрушка.

Недостатки метода. Если ребенок излишне возбужден, песня не поможет.

Все по домам

У каждой игрушки есть свой домик. У машинок – это гараж, у кукол – терем-теремок, у конструктора – завод… Берем несколько разных коробок, подписываем, разукрашиваем, наклеиваем сверху подходящие картинки – одна коробка будет «гаражом», другая – «теремком», третья – «заводом». Теперь задача ребенка – «развезти» игрушки по домам.

Недостатки метода. Этот способ требует большой предварительной работы.

Жадный ящик

Один из контейнеров для игрушек можно обклеить бумагой и нарисовать на нем рожицу с разинутым ртом – это будет «жадный ящик». В него после первого, второго или десятого предупреждения (на сколько у мамы хватит терпения) попадают все несобранные игрушки. Ящик забирает их на несколько дней (неделю, месяц – как договоритесь) и отдает обратно только при условии, что малыш впредь обещает убирать их на место.

От неаккуратного ребенка игрушки могут просто «уйти» (например, на балкон или бабушкин чердак) и вернуться только тогда, когда увидят, что «хозяин» исправился.

Недостатки метода. По сути, это приучение ребенка к порядку через страх потери. И реакция малыша может быть непредсказуемой – от слез до равнодушия и даже апатии: «А! Забирайте». К тому же все забрать жадный ящик все равно не сможет. Есть же кухонная утварь, например: ложки, крышки, миски, с которыми тоже можно играть (и которые тоже можно рассыпать).

Автор: Евгения Данилова