В процессе научно-технической революции у людей образовалось свободное время, чтобы понять, как они несчастны: их не вполне устраивает жизнь, несмотря на хорошую работу, летний отдых в Турции и даже последний ай-фон...

Запрос общества тут же был подхвачен различными целителями души, которых развелось безмерное количество. А глянцево-популярные журналы типа «Психология в быту» растиражировали одну из теорий, согласно которой все психологические проблемы – из детства.

И вот очередной психотерапевт, поправляя золотые очки и покачивая ногой, авторитетно заявляет: «Ну разумеется, милочка, у вас налицо проблемы в работе, личной жизни, с весом, ростом, внешностью и мироощущением. Вас же в детстве недостаточно любили родители! Не баловали вас, не заложили базовую уверенность в себе, слишком контролировали или, наоборот, не обращали внимания! Что же вы хотите теперь?» При этом он многозначительно поглядывает на свой диплом «Московского психоаналитического института гештальт-терапии и практической психологии имени Зигмунда Юнга и Карла Фрейда», чтобы придать еще больше веса своим словам.

Прорыдавшись от безысходности и жалости к себе и оплатив наперед сто сеансов психотерапии, пациентка, сама будущая или уже состоявшаяся мать, холодеет от ужаса: а сможет ли она дать все необходимое своим детям? Сможет ли она сделать их счастливыми? Воспитать полноценную личность без дефектов души и сознания? Которой не придется потом тратить кучу времени и сил на докторов и психологов, как это пришлось ей?

У многих женщин буквально начинается психоз и паранойя! Я знаю женщин, которые из-за этого страха недодать чего-то ребенку не хотят заводить детей в принципе. Масла в огонь неслабо подливают всевозможные интернет-сообщества, в которых осуждается буквально все, что облегчает жизнь современной матери – от подгузников и искусственного питания до детских садов и школ. А если недостаточно носила ребенка на руках, не отняла ребенка от груди к десяти годам или прикрикнула во время баловства… на психике ребенка остался глубочайший шрам!

Многие (да что уже скрывать, и я в том числе) мучаются угрызениями совести и непрекращающимся чувством вины, что они – плохие матери. Не проводят с ребенком достаточно времени, злоупотребляют компьютерными играми и мультфильмами, не слишком чутки к его истерикам, не могут учить его самостоятельно чтению и письму, прикладной физике и астрономии, органической химии и высшей математике. Мамы, которые работают, переживают, что из-за работы не видят детей; домохозяйки уверены, что детям будет нечем гордиться, когда они вырастут и поймут, что мамы были заняты бесконечными борщами и стирками. Замужние мамы разрываются между мужем и детьми, доказывая всем направо и налево, что они хорошие матери…

Одинокие мамы винят себя в том, что лишили ребенка отца и воспитают неполноценную личность (эту ничем не подтвержденную страшилку до сих пор упорно транслирует общество). Поэтому матери-одиночки впадают в две крайности – либо вообще отказываются от свиданий, положив себя на алтарь воспитания полноценной личности, либо лихорадочно начинают искать ребенку отца, опять же пренебрегая собственными желаниями и чувствами.

Впрочем, что же такое «хорошая мать» – никто не знает. Зато все – от психотерапевтов до учителей, от соседей до родственников – знают, кто такая мать плохая. И не упускают шансов напомнить о том вреде, который она наносит ребенку своими действиями – любыми.

Все это напоминает мне общественный заговор с целью обесценить тяжелейший материнский труд, который прежде всего нужен именно обществу: ведь какими вырастут отдельные его члены, таким и будет общество в целом. И вместо того, чтобы облегчить и разделить усилия матерей по воспитанию детей, общество заранее снимает с себя ответственность, выступая в роли строгого судьи и при этом ставя невозможные и противоречивые требования к материнству.

Автор статьи: Кристина Абрамовская