С 1 сентября 2013 года в нашей стране наряду с другими ужесточениями наказания за нарушения Правил дорожного движения, вступили в действие и более высокие штрафы за нарушение правил перевозки детей, согласно пункту 3 Статьи 12.23 КоАП он составляет 3000 рублей.

Требования к перевозке детей содержатся в пункте 22.9 Правил дорожного движение:

«Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием специальных детских удерживающих устройств».

Расплывчатая формулировка о типе удерживающего устройства говорит о том, что можно использовать не только детские кресла, но и бустеры (сиденья без спинки, предназначенные для старших детей), или даже просто адаптеры для ремней безопасности. И то, и другое считается удерживающим устройством, но не всегда они могут уберечь ребёнка от травм, а иногда даже усугубляют их.

«Основное предназначение детского автокресла – оградить ребенка от смертельно опасных травм в результате ДТП, – подчеркивает главный детский хирург Минздрава Владимир Розинов. – Безусловно, автокресло не следует рассматривать как икону, либо оберег – различные повреждения возможны, однако, риск гибели маленького пассажира при использовании полноценного удерживающего устройства многократно снижается. Адаптеры или бустеры не спасут вашего ребенка в случае ДТП».

Ещё одна опасность, которую провоцируют экономные родители – покупка дешёвого детского кресла. Помимо того, что оно может просто не выполнить своего назначения в случае экстремальной ситуации, оно способно нанести ещё и вред здоровью ребёнка. Плохая эргономика может вызвать сколиоз позвоночника, нарушения в других не менее важных суставах, а использование некачественных материалов – спровоцировать аллергию. Да и родителям от такого устройства одни разочарования – они тяжелее и хуже крепятся.

Многочисленные серии краш-тестов, которые периодически проводятся во всём мире, в том числе и российскими экспертами за рубежом, показывают, что не детское удерживающее устройство действительно спасет ребенка в случае ДТП. Результаты испытаний показывают, что только качественные автокресла соответствуют критериям безопасности. А бустер, адаптер ФЭСТ и дешевые китайские изделия чаще всего не проходят испытаний.

Отсутствие интереса к качественной продукции подтверждается отсутствием роста продаж у такой известной компании как Recaro. В российском представительстве компании говорят, что за последний год отношение и подход потребителей к приобретению детских кресел стали более осознанными из-за возросшего интереса к безопасности вообще. Но при этом введение новых штрафов никак не сказалось на увеличении количества проданных детских кресел.

Наталья Агре, президент общественной организацией «Движение без опасности», говорит о том, что главное — это безопасность ребёнка, а не способ уйти от ответственности: «Пора понять и признать: штрафы существуют не для того, чтобы пополнять бюджет или чей-то карман. Штрафы – это своего рода предупреждение нарушений Правил дорожного движения и, следовательно, предупреждение ДТП. И долг каждого родителя или водителя, чей пассажир – ребенок, не “обмануть систему”, а защитить этого ребенка».

Если некачественная продукция приобретается осознано, только ради того чтобы не платить штрафы, то воздействовать нужно на родителей, ведь они же не кормят своих чад просроченными продуктами, но при этом подвергают их жизнь риску на дорогах. Более ответственным семьям можно порекомендовать при выборе удерживающего устройства обращать внимание на наличие европейских сертификатов, результаты краш-тестов и рекомендации по выбору автокресла для детей разных категорий.

Частично проблему присутствия на рынке некачественной продукции можно решить введением сертификации детских удерживающих устройств. Для сохранения здоровья и жизни детей важно запретить реализацию всех товаров, не соответствующих норме ЕЭК ООН №44. Необходимо дополнить соответствующие ГОСТы техническими требованиями по обязательному оснащению транспортных средств приспособлениями для крепления удерживающих устройств. Обязать производителей тестировать ДУУ, а также проводить так называемых краш-тесты с публикацией результатов в открытом доступе.

Автор: Ирина Зверкова