Вы замечали выборочность своего внимания? Когда вы были беременны, то наверняка, на глаза вам попадались одни беременные, так казалось вам. Когда родили малыша, стали обращать внимание на мам с колясками. Ваш малыш подрос, и вы стали интересоваться его сверстниками: как ведут себя, что умеют, как мамы общаются с ними.

Мне тоже интересно было наблюдать за родителями и их детьми. Нас обогащает не только теоретический опыт, почерпнутый из книг по педагогике, но и житейский. Сколько людей, сколько семей, столько и методов воспитания.

Жизнь по режиму.

(Метод, рекомендуемый официальной медициной).

Жизнь Ани и Маши напоминает образцово - показательный пример из брошюрки пятидесятилетней давности. Даже внешне они похожи на фотомодели тех лет. Мама - Аня, крупная, с широкой костью двадцати шестилетняя женщина, с крепкими руками, умеющая и гвоздь вколотить и детскую шапочку связать. Маша, крепенькая, плотно сбитая девочка, легко идущая на контакт, открытая и добрая.

С месяца она уже жила по предписанному режиму. "А что голову ломать" - говорит Аня. От моей мамы остались книги по воспитанию детей. "Я открываю и смотрю, что, как и когда нужно делать и ни каких проблем. Написано: «Ребенок должен спать в своей кроватке, туго спеленатым. Ночью его не кормить.» " А если ребенок просит есть"- спрашивала я. "Маша тоже просила, но я давала ей только водичку и через три недели, она уже привыкла обходиться без еды, и спокойно спала до утреннего кормления".

Если вдруг Маша днем разоспалась и во время не проснулась, то Аня спокойно будила ее, чтобы четко следовать режиму. И удивляется вопросам: "Если я ее сейчас не разбужу, то она выспится. А что будет делать ночью? И как я ее спать уложу"

«Маша, а кем ты будешь, когда вырастишь?» - спрашиваю я. «После школы, я поступлю в институт, затем выйду замуж, рожу ребенка…»- обстоятельно перечисляет Маша. «Наверное, она будет хорошей невесткой, но такой скучной…» - думается мне.

Жизнь – посвящение

(Метод тотального погружения в малыша)

Всю беременность Вера отходила с чувством вины перед врачами и еще неродившимся малышом. «Ну, кто в таком возрасте рожает, да еще и первый раз! И вы еще хотите здорового ребенка?!» - зудели в один голос врачи.

Так и вышло, родился Сережа болезненным и нервным, то у него одно, то другое. Вера при разговоре с упоением рассказывает, чем и как они болеют в данный момент, у каких врачей перебывали, и какие анализы им надо сдать в ближайшие три дня.

Сережа подчинил себе весь уклад семьи. Для ухода за ним задействована семья из четырех человек. Пять часов беспрерывного сна для всей семьи - это такое редкое блаженство, что эти дни заносятся в книгу памяти и вспоминаются в особенно тяжелые моменты, когда от усталости, бессилия опускаются руки.

Фигура Веры напоминает знак вопроса, потому что она вечно смотрит в низ, на ненаглядного сына.

Помню безмерное удивление Сережи, когда кто-то из детей не посмел ему дать совочек. Подбежавшая мама уже вытаскивала из сумочки припрятанную на случай вот таких эксцессов крошечную игрушку-машинку. Мальчик, не ведающий отказов, не слышащий слова «нет», каким вырастит?

Сережа постоянно окружен взрослыми, и от того интеллектуально прекрасно развит, обладает недетскими познаниями во многих областях. Например, прослушав несколько музыкальных аккордов, называет группу и композицию. Это от папы - меломана. Его взгляды на жизнь нетривиальны. «Мяч - это резиновая собака, когда с ним играют, он этому радуется и подскакивает высоко. А когда его оставляют в покое, он грустит, поэтому и лежит тихо», - рассуждает Сережа.

Сережа мальчик умный, надеюсь, что он поймет, что эгоизм – это плохо, быть эгоистом неинтересно.

Жизнь по лености.

( Метод наименьшего сопротивления)

Маленький Петя обожал ночью покушать. И после месяца утомительных ночных качаний и никому ненужных бдений, мама Света стала класть сына собой в кровать, подталкивала сосок к крошечному ротику Петра и продолжала досматривать прерванный сон.

Петя рос мальчиком активным и отказывался лежать туго спеленутым. Света перестала упаковывать сына в аккуратный сверток и оставляла его голеньким под легким одеяльцем. Это принесло радость малышу и сэкономило время и силы его маме.

Для того, чтобы не быть палочкой - развлекалочкой сыну, когда тому скучно, Света очень рано выпустила Петра на пол, пусть ищет развлечений самостоятельно. А она займется курсовой работой, да и дел по дому накопилось.

Петр обрадовался перспективе исследовать новое для него пространство и подолгу, не давал о себе знать маме, исследуя все новые уголки комнаты и коридора.

В прогулочную коляску Петр тоже пересел рано. Светлане было, что греха таить, удобнее передвигаться с мобильной прогулочной коляской. Можно в магазин зайти и в автобусе, в метро проехаться. Да, и Петр при этом видел значительно больше, чем его сверстники - карапузы, прогуливаясь лишь по знакомым улочкам родного микрорайона.

Как-то все выходило у Светы с Петром легко. Мальчик даже читать научился между делом. Светлана повесила плакат с азбукой на стену, где Петр высиживал положенное время на горшке. И мальчик, справляя большую и малую нужду, как–то играючи, выучил буквы алфавита, потом и слоги.

В Петре поражала ранняя самостоятельность и ответственность. На детской площадке он вечно « пас» детей, наблюдая, чтобы ни ссор, ни обид не было. Видя, как два малыша готовы подраться из – за мячика, он подходил, ставил их напротив друг друга, и показывал, как можно играть в мяч вместе. «Миротворец», - умилялась я, оглядываясь, надеясь разделить восторг с мамой Петра. Светлана, как, всегда сидя на скамейке, расслабленно вытянув ноги, была поглощена чтением.

Жизнь по убеждениям.

(Метод вечного поиска)

Мы все ее называем Марусей, маму двоих детей. У нее множество друзей, куча знакомых, море планов и замыслов. Маруся человек творческий, увлеченный. Она не может просто так воспитывать ребенка. Ей обязательно нужна методика с научными выкладками и доказательствами. Маруся постоянно чем – то увлечена и это обязательно в полной мере применяет в жизни. С первым ребенком она прошла все, что на тот период было известно по нетрадиционным методам воспитания: система Никитиных, Домана, кубики Зайцева, раннее развитие творчески – эмоциональных аспектов.

Досконально были изучены и пройдены всевозможные дидактически - развивающие пособия и игры, направленные на гармоничное развитие личности. Во время первой беременности Маруся посещала курсы для будущих мам, училась правильно сцеживать молоко, грамотно играть с ребенком, делать массаж и петь колыбельные песни. Один раз в неделю голодала, еще до беременности стала убежденной вегетарианкой. Рожала дома, с рождения закаливала малыша, посещала с ним бассейн.

Если с сыном Маруся была тотально погружена в педагогическое действо, то дочкой расслабилась, отпустив тугие вожжи воспитательного процесса. Малышка купалась в любви. Ежедневный массаж, которому подвергался сын трижды в день, был заменен обычным материнским тисканьем и сюсюканьем. Дочка Василиса в отличие от брата была допущена к мясу. Маруся дочку не закаливала и та ходила в чепчике даже дома. Если главным аргументом в воспитании сына Андрея было: «Так надо», то Василиса воспитывалась житейским мотивом «Так хочется».

Дети разнились. Сын был непредсказуем. Следующий его шаг не просчитывался даже матерью. Через минуту после нежных поглаживаний сестренки, он мог резко выхватить у нее из рук игрушку, вспомнив, что мишку подарили ему. Через Василису мальчик словно изучал мир, дергая, задевая сестру, наблюдал за ее реакцией и за поведением родителей, как взрослые отреагируют на его поступок. Возможно, он стремился получить ту тотальную любовь и внимание, в которую был погружен до рождения сестренки.

Василиса была спокойной и уравновешенной девочкой, априори любящей весь мир. Она горько плакала, когда брат обижал ее, но через минуту отдавала ему конфету, полученную от мамы.

Андрей напоминает сложно инкрустированную шкатулку, что там внутри - неведомо. Взяв ее в руки – понимаешь, наполнена до краев, но чем? Хочется открыть, но от чего то, боязно. А Василиса - это весеннее солнышко. Она, как Чеширский кот, сначала видишь ее улыбку, а потом ее лицо. Она улыбается всем и в ответ ей улыбаются незнакомые люди.

Маруся постоянно живет в ауре новых увлечений и предпочтений. Она настолько тотально и неистово погружается в новые веяния и системы воспитания - оздоровления, что только о них и может говорить и переубедить ее или как то сдвинуть в сторону, нет возможности. И мы слушаем о том, что мир в семье можно установить, правильно рассадив членов семьи за обеденным столом или о чудо гомеопатических шариках, помогающих не только от всех болезней, но и в решении психоэмоциональных проблем. Познакомившись с японской педагогикой, где помимо закаленности детей, уделяется большое внимание выносливости, Маруся в любую погоду выгуливает детей по лесу, чтобы те могли зарядиться энергетикой матушки природы и выплеснуть негативные эмоции.

Маруся напоминает телевизионную ленту новостей. Встречаешь ее, и через минуту ты уже в курсе самых свежих педагогических методик. Обсуждать нельзя, можно только слушать, наслаждаясь неуемной энергетикой этого чудо человека.

Применяя тот или иной метод воспитания, спросите себя, что толкало вас при выборе его. Возможно, вы боритесь с какими - то своими глубинными комплексами или, не осознавая, кому-то что – то доказываете. А возможно через ребенка хотите реализовать то, чего не достигли сами, или стараетесь одарить его с лихвой тем, чего были лишены в детстве. Что движет вашими поступками? – это не риторический вопрос, а возможность задуматься, что за этим стоит.

Автор: Саватеева Марина