Ох уж эти детки! Ну как без них в жизни? А с ними совсем не легче… Неизбежно вырастают со временем, и вдруг выясняется, что все отложенное на потом уже никогда не случится, все, о чем думалось: «Успеется, вот только сделаю это важное дело…» – уже никогда не успеется. У ребенка уже сложилась своя жизнь, в которой мамам и папам отведено место куда более скромное, чем хотелось, о чем мечталось.

Чтобы не оказаться «у разбитого корыта», отношения с детьми надо строить постоянно и именно сейчас, а не потом, когда закончится важный проект на работе, когда будет куплена новая мебель или когда, наконец, наговоритесь с любимой подругой юности, с которой не виделись – страшно вспомнить – целых полтора года. А помогут выстроить отношения с детьми семь принципов, на первый взгляд противоречивых, но если задуматься – тесно взаимосвязанных. Семь камней в фундамент стройки всей жизни.

1. Внимание

Помните про подругу? Полтора года – срок немалый, но для трехлетнего ребенка – вообще половина жизни. Знакома картина, когда две молодые дамы о чем-то увлеченно беседуют, а рядом малыш нудно канючит: «Ну, мам! Ну, ма-ма-а-а!»?

Мама зло одергивает свое чадо, не мешай мол, дай поговорить. А всего-то и надо, что обратить на ребенка внимание. Ему ведь много и не требуется, котенка у подвального окошка маме показать, или, может, физиология своего требует. Отвлекитесь на минутку от любого важного дела, не доводите ситуацию до белого каления, отрицательные эмоции отложатся в глубине памяти, как у ребенка, так и у мамы, и в будущем ничего хорошего не принесут.

2. Доверие

И то нельзя, и это нельзя. Почему? Потому что мал еще и ничего не понимает. Но может, стоит отнестись к своему чаду с большим доверием? Может ему действительно что-то надо? Почему бы не помочь, вместо того чтобы расстраивать необоснованными запретами?

К примеру: «Мама, дай твою брошку». «Нельзя, это не игрушка». Поинтересуйтесь хотя бы, зачем дочери украшение? А все просто, надо принарядить куклу, она на бал собирается. Вы ведь не станете возражать против украшений? Ну, так предложите другой вариант, можно завязать красивый бант. При необходимости – помогите справиться с лентой.

3. Самостоятельность

Дети занимают все свободное и занятое время. Почему? Да потому что родители считают правильным контролировать каждый их шаг и во все вмешиваться. Даже в песочнице норовят куличики подправить.

Не мешайте ребенку. Раз занят – значит, ему интересно. Каково Вам, когда отрывают от интересного дела? Скорее всего никаких эмоций, кроме отрицательных. Оставьте чадо в покое, и ему полезно, и маме свободное время.

4. Помощь

Кто бы спорил – без помощи не обойтись, ведь маленький еще, ничего сам не умеет. Все правильно, вот только что такое помощь – понимают не все. А помощь – это выполнение просьбы. Нет просьбы – скорее всего, и помощь не требуется. Вот возится ребенок, увлечен своими пирамидками и кубиками, никак башенку не построит, разваливается. Маме надоедает, быстренько наводит порядок, башня построена. А малыш ее разваливает и теряет всякий интерес к своему занятию. Несвоевременная помощь вызывает лишь досаду.

Вроде бы принципы противоречивы, но истина всегда «где-то рядом», в балансе противоположностей. Продолжим: на очереди участие, плановость и спонтанность.

5. Участие

Родителям часто кажется, что они очень беспокоятся и переживают за своего ребенка. Увы, куда чаще они беспокоятся и переживают за себя. Отсюда все обманы во благо, когда ребенку, «чтобы не беспокоился», рассказывают разные небылицы и делают неприятные вещи без предупреждения или «потихоньку». Не видеть детских переживаний, не участвовать в них мамам и папам спокойно и удобно.

Например, ребенок без слез не отпускает маму на работу. Чтобы не беспокоить его понапрасну, мама, используя различные отвлекающие маневры и помощь домашних, исчезает незаметно. Что же ребенок? Он все равно переживает, но в этот момент рядом нет самого дорогого человека, самой главной его опоры.

Возьмите за правило не беспокоиться за ребенка понапрасну, а вместе с ним переживать неприятности, оказывайте малышу поддержку, и не пытайтесь избежать неизбежного.

6. Плановость

Добавлю еще и предсказуемость. Ребенок – такой же человек, как и родители, только маленький еще, и желания и планы у него тоже маленькие, несущественные вроде как. Конечно, в выходной день куда важнее навести порядок в квартире или на диване с бутылкой пива в руках футбол посмотреть, чем куда-то тащиться в детское кафе слушать визг малышни. Но ребенку хочется именно в кафе, он просит, и чаще всего не просьбами, так скандалами своего добивается. Свой же ребенок, как не уступить родному отпрыску.

А зачем доводить ситуацию до скандала и капризов? Не правильнее ли за завтраком, или еще накануне, выяснить желания ребенка, спланировать время и рассказать малышу, что вот позавтракаем, все всё съедим, на тарелке каши не оставим, потом порядок дома наведем, а следом – в твое любимое кафе «Сказка». Ребенок понимает, что он не один, у него есть цель, он будет ждать, еще и в уборке поможет, чтобы быстрее было.

7. Спонтанность

У родителей уже сложилась субъективная картина окружающего мира, сформировался набор правил и табу, это можно, а этого нельзя. Мы не задумываемся, а почему нельзя? У ребенка все по-другому. Он только познает мир, и правила еще только формирует. Нужно ли навязывать ему свои представления все без исключения?

Вот малыш с мамой в прятки играет. То водит с закрытыми глазами, то сам прячется. Наконец ему надоедает, и он предлагает: «А давай и ты, и я глаза закроем, и будем друг друга искать!» В ответ слышит: «Нет, так в прятки не играют». Малыш обижается, его предложение не принято. Надулся, и игра уже не в радость. А собственно, почему так не играют? Не играли раньше? Так попробуйте!

Помните, ребенок не только ваша радость и обуза, не только маленький и глупый неумеха. Он полноценная личность, с собственным характером, воззрением и потребностями, примите это утверждение без обсуждения. Тогда и отношения останутся прочными и близкими на долгие годы.

Автор статьи: Алексей Норкин