Двухлетняя дочка просит понести ее на ручках, но я тоже уже устала... Мимо проходящая бабулька неожиданно вмешивается: «А вот кто маму не слушается, тех я в мешок сажаю и в лес отношу!» Ребенок, забыв о былых горестях, радостно кричит: «Мамочка, это же Баба-Яга!»

Скоро сказка сказывается…

Современных детей, знакомых с монстрами, в избытке живущими по ту сторону экранов и мониторов, не испугать женщиной преклонных лет, даже если у нее нос крючком, протез вместо ноги и «страшилки» на языке. «Нет, хорошая моя, это просто чужая бабушка! Захотела с нами познакомиться! А Баба-Яга в книжке живет!» По приходу домой детка тут же сунула мне под нос томик сказок: «Включи!» Читай то бишь. И замерла в ожидании удовольствия.

Сюжет сказки, которая так и называлась - «Баба-Яга» - типичен для русского народного творчества: злая мачеха послала нелюбимую, разумеется, падчерицу к своей сестре, а та, опять же разумеется, оказалась Бабой-Ягой. А у Бабы-Яги какие мысли насчет румяных девочек? Запечь в печке и скушать. Однако благодаря хитрости и доброте главной героине удалось спастись.

Классический хэппи-энд (детка хлопает в ладоши), но каковы «спецэффекты»! (Мама в культурном шоке). Почему по русским сказкам не снимают триллеры? Атмосфера страха нагнетается по всем правилам жанра, постепенно - сначала героиню предупреждают о грядущих испытаниях, цитирую: «Будет березка в глаза стегать… собаки будут рвать… кот глаза драть». Пророчество сбывается, действительно, буквально все вокруг – и флора, и фауна, – почему-то настроены против невинного дитяти, и, наконец, кульминация – разожженный в печи огонь. В развязке Яга, пытаясь догнать ускользнувшую добычу, грызет деревья, встающие у нее на пути, выпивает целое озеро и вообще показывает чудеса нечеловеческой силы и упорства. Вот прицепилась! И что ей надо?!

...да не скоро дело делается

Изучением феномена Бабы-Яги ученые - историки и лингвисты, этнографы и психологи - занимаются давно, но единой концепции не создали до сих пор. Баба-Яга, мол, и не баба вовсе, а мужик, чужой и старый, «бабай» по-татарски, им тоже до сих пор детей пугают, от слова этого и наша героиня имя свое получила. А страшная приставка «Яга» к вполне мирному «Баба» - это, дескать, всего навсего халат, который шили из кожи животных и птиц, шерстью и перьями наружу. Колоритно, конечно, но не слишком пугающе.

Куда большее впечатление производит версия о том, что Баба-Яга не просто носит наряды из лесных обитателей, она сама наполовину человек, наполовину зверь. И даже дом у нее – предмет вроде бы неодушевленный – отрастил себе курьи ножки и шустро бегает, куда хозяйка велит. Только вот крылья ни сама Баба-Яга, ни ее жилплощадь не отрастили, а посему в наличии еще два транспортных средства передвижения, только по воздуху: ступа да метла.

Все это снаряжение и недюжинные знания в области черной магии делает Бабу-Ягу хозяйкой окружающей природы, недаром даже с виду благодушные березы пытаются помочь ей задержать убегающую жертву. Однако на этом властные функции злобной старухи не заканчиваются.

Вчитаемся в описание внешности этой дамы постбальзаковского возраста: костяная нога, само собой, а еще? «Зубы на полке, а нос в потолок врос». Полноте, да она же сущий скелет, на запчасти разобранный! А домик ее хваленый – не иначе гроб! В древние времена умерших так и хоронили в домовинах – домиках, расположенных над землей, на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Причем стояли те домики входом к лесу, чтобы мертвецы не имели возможности вернуться в поселение живых людей.

Приставка «Яга» не только в древнеславянском, но и во многих индоевропейских языках имеет значение «болеть, чахнуть, скорбеть». А значит, бабулька наша не просто творит свои черные дела на границе между дремучим лесом и цивилизованным миром, ее избушка на курьих ножках – пограничный пост между двумя мирами - мертвых и живых. В разных сказках главные герои по различным причинам стремились попасть на тот свет. Паролем доступа (заклинанием то есть) к общению со Стражем (Бабой-Ягой то бишь) служили слова, обращенные к избушке: «Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом!»

Однако независимо от своего социального статуса и уровня интеллекта, Иван-царевич и Иванушка-дурачок приходили к Яге добровольно! А вот малышка из нашей сказки была принудительно послана на верную погибель и еле-еле ноги унесла из потустороннего мира. Не нужно быть ученым семи пядей во лбу, чтобы понять – сказка ложь, да в ней намек: детишки доставались нашим предкам ой как нелегко.

Выкидыши и гибель во младенчестве при тогдашнем качестве жизни и уровне медицины были делом обычном. Дети отвоевывались у злого рока (Бабы-Яги) поистине чудом: хвори и антисанитария шли по пятам. Женщины, которые добровольно избавлялись от плода, изгонялись из селения, по сути, сами обрекались на гибель. Правда, в сказке вроде бы речь идет о мачехе, но кто назовет родной мамой ту, что посылает ребенка в настоящий огненный ад?

Автор: Наталья Андрияченко