Итак, решено: ваш малыш скоро пойдет (или недавно отправился) в детский сад. Это одно из самых первых жизненных испытаний, выпавших на его долю, поэтому хочется, конечно, обеспечить все условия, чтобы ребенок прошел это испытание благополучно. Стало быть, ищем места, где следует «соломки подстелить», чтобы детский садик для вашего малыша стал именно Садом, а не Адом.

Всё это называется звучным термином «адаптация», что в переводе с психологического на русский означает «процесс приспособления к изменившимся условиям внешней среды». Если у нас нет возможности избежать этих изменений – к примеру, семейная ситуация такова, что выход мамы на работу неизбежен, и точно так же неизбежен детсад для малыша, – то уж в любом случае в наших руках сделать переход ребёнка к новой жизни максимально мягким и нетравматичным.

Пункт первый: адекватно оцениваем психологические особенности ребенка.

Проще говоря, пока еще есть время, стараемся честно ответить на вопрос: а нужен ли вообще вашему малышу садик?

Как это сделать правильно?

В первую очередь нужно учесть темперамент ребенка.

Ну и конечно же, не следует забывать о том, что детки с особенностями нервной системы – и, как следствие, поведения, тоже могут в саду не прижиться.

Кроме того, не будем забывать и о возрасте поступления малыша в детский сад – от него тоже существенно зависят адаптационные возможности ребенка.

Когда же лучше передавать наследника в заботливые руки воспитателей? Детсад становится интересен и привлекателен для ребенка лишь тогда, когда он начинает понимать прелесть и ценность общения. Проще говоря, когда детишки начинают играть «вместе, а не рядом». У девочек такая психологическая зрелость наступает примерно в 3,5 года, у мальчиков – в 4-4,5 года. То есть эмоциональное удовольствие от дружбы и общения кроха начинает получать только лет с четырёх.

Но многие ли родители имеют возможность (да и и желание) сидеть с ребенком дома так долго? Как правило, малыша ведут в садик уже в 1,5-2 года, а иногда и раньше. Лишь немногим в такой ситуации удается адаптироваться легко, остальным надо основательно помогать.

Если у вас действительно нет возможности подождать с садом лет до 4-5, а вместо этого организовать для ребенка занятия в «развивалках», то передавайте его воспитательнице в два года. Это оптимальный вариант: кризис 1 года уже миновал, а кризис 3 лет ещё не наступил, к тому же наследник уже освоил основные жизненные навыки да и речь у него уже сформирована.

Резюме: как видим, есть дети, которым в саду будет очень даже здорово, а есть и те, для кого самое замечательное детское учреждение станет кошмаром – такова уж их природа. Взвесьте все «за» и «против» и решите, что будет меньшим из зол – дыра в семейном бюджете или психологическая травма у малыша, необходимость социализации ребенка или страх оторвать его от материнской юбки… В любом случае стоит все же записаться в сад – и пораньше, учитывая проблемы с местами в дошкольных заведениях во многих регионах. А когда подойдет время поступления, будет видно – идти туда или нет.

Пункт второй: выстраиваем домашний режим ребенка так, чтобы он был максимально приближен к детсадовскому.

В садах заведен особый распорядок, в соответствии с которым без проблем могут жить далеко не все дети. Люди ведь, как известно, делятся на тех, кто встает и ложится рано («жаворонков»), тех, кто делает это поздно («сов»), и аритмиков, которые могут приспособиться и к одному, и к другому типу режима. «Сов» на свете примерно 25-30%, аритмиков – около 10-15%, а «жаворонков» – большинство. И вот на них-то как раз и ориентируется социум, в том числе и детсадовский.

Конечно, было бы здорово, если бы при составлении распорядка дня учитывались особенности психики и биоритмов каждого ребенка. Но разве это возможно – повсеместно?

Поэтому придется постепенно приучать чадо к ранним подъемам. Зато, когда малышу придет время идти в первый класс, перед вами уже не встанет проблема побудки: садовские детки обычно бодро встают, даже когда за окном темно – ведь привычка уже сформирована, да и слово «надо» усвоено хорошо.

Как это сделать правильно?

Укладывайте ребенка в постель сразу же после вечерней сказки, то есть не позже 9 вечера.

Примерно за час до этого должны завершиться все шумные и подвижные игры, малыша нужно искупать, желательно также приглушить свет и звук бытовых приборов в доме.

Имейте в виду: позднее укладывание существенно усложняет процесс адаптации. Ведь ребенку предстоит осваивать новое помещение, привыкать к незнакомым людям, есть совсем не такую, как дома, еду – это нелегко, даже если ты бодр и свеж, а если еще и не выспался, так и вовсе туго.

Важно: в среднем дошкольнику необходимо спать ночью 10-11 часов (при условии, что и днем он проводит в постели не менее 2-2,5 часов).

Научить наследника рано вставать – еще полдела. Режим – это определенный порядок действий, повторяющийся изо дня в день. Чтобы обойтись без неприятных сюрпризов, нужно загодя приучить малыша к подобию детсадовского «бытия».

Что же ждет карапуза в садике? Приметно вот это:

7.30-8.30 – прием детей, утренняя зарядка

8.30-9.00 – подготовка к завтраку и завтрак

9.00-9.30 – игры

9.30-10.00 – занятия

10.00-12.00 – подготовка к прогулке и прогулка

12.00-12.30 – возвращение с прогулки, подготовка к обеду

12.30-13.00 – обед

13.00-15.00 – подготовка ко сну и дневной сон

15.00-15.30 – подъем, проветривание помещения и водные процедуры

15.30-17.00 – игры, самостоятельная деятельность

17.00-17.30 – подготовка к ужину и ужин

17.30-19.00 – игры или прогулка, проводы детей домой

Если вам удастся выстроить домашний режим ребенка аналогичным образом (плюс-минус полчаса), малышу будет гораздо легче адаптироваться к садику – ведь порядок действий уже привычен и понятен. Предсказуемость событий в этом возрасте – одно из главных условий для того, чтобы карапуз чувствовал себя в безопасности.

Пункт третий: развиваем речь ребенка.

В детском саду ваше сокровище будет окружено множеством людей, больших и маленьких, и с ними необходимо общаться. Если ребенок уже довольно «взрослый», вопросов нет. С крохой все сложнее. Конечно, можно надеяться на специальные занятия по развитию речи и логопеда, который «поставит» малышу все неподдающиеся звуки… Однако мы помним о задаче-максимум – облегчить ребенку адаптацию в садике. Значит, нужно постараться «разговорить» чадо еще до того, как оно попадет в новый коллектив.

Как это сделать правильно?

В предсадовские месяцы нужно активно стимулировать наследника к высказыванию своих желаний. Внимательно выслушивайте просьбу, но выполняйте ее лишь в том случае, если малыш действительно постарался произнести что-то, а не выбрал самый лёгкий путь – например, ткнул пальчиком в нужный ему предмет. Не бегите к чаду с тарелочкой при первом же намеке на «ам-ам» – пусть выскажется четче.

Разговаривайте с ребенком много и на равных, без сюсюканья. Не превращайте свою речь в монолог – давайте и наследнику возможность рассказать о своих чувствах и впечатлениях.

Важно: существуют определенные нормы речевого развития. Если вы подозреваете, что «что-то идет не так», обратитесь за консультацией к педиатру или невропатологу. Утешать себя тем, что «в нашей семье все заговорили поздно» неразумно – чем раньше с ребенком начали заниматься, тем легче корректируется задержка речевого развития.

Ну а об остальных – не менее важных! – «секретах адаптации» мы поговорим в следующей статье.

Наталья Проценко