Утренники – веселые праздники для ребят. Однако нередко на детских личиках появляются слезы: малыши боятся персонажей сказки, не хотят рассказывать за­ученные четверостишия или попросту недовольны, что не им досталась роль прекрасной феи или принцессы Осени. Похоже, что без помощи родителей тут не обойтись…

Конечно, детям нужны утренники, ведь без праздников не бывает детства! Для создания идеальных условий развития ребенка как личности необходим налаженный график сочетания будней, повседневных занятий детей и ярких всплесков событий-праздников. Праздники учат малышей совместной творческой деятельности, находить середину между обязанностью и удовольствием, дают важные уроки общения и жизни в коллективе. Праздники духовно обогащают ребенка, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют, расширяют знания об окружающем мире.

Сейчас утренники разнообразны и интересны, как никогда. Воспитатели отошли от шаблонных сценариев и программ. Теперь дети могут поучаствовать не только в традиционных праздниках типа Нового года или 8 Марта, но и отправиться на ковре-самолете в сказочное путешествие, познакомиться с русским фольклором на тематических утренниках или проявить себя в конкурсах в День цветов.

Но многие цели, которые ставят взрослые, не отвечают потребностям самих малышей, которых в большинстве случаев интересуют только подарки и призы.

Участие в конкурсах, с точки зрения методистов, должно быть активное, ведь они ожидают, что дети покажут родителям то, чему их учили. Родители надеются, что их ребенок выступит как настоящий артист и они непременно продемонстрируют снятые на камеру кадры его триумфа всем родственникам и знакомым. Желательно, чтобы все остались довольны своими ролями, победами в конкурсах и викторинах. Необходимо, чтобы дети хорошо себя вели, четко следовали сценарию, нужно, чтобы на утренник пришли все и сыграли свои роли от начала до конца. Если даже один участник праздника решит отсидеться дома, его слова нужно будет читать воспитателю, а это нарушает целостность праздника.

Интересы детей пересекаются с интересами взрослых, и тут могут возникнуть типичные проблемы.

«Я не пойду на утренник!»...

...вдруг заявляет малыш, когда вы с нарядной одеждой на вешалке садитесь в машину. На любые уговоры и обещания ребенок отрицательно качает головой.

Что делать?

Если вы периодически попадаете в такую ситуацию, прежде всего вооружитесь мыслью, что нельзя предъявлять малышу слишком высокие требования и настойчиво пробуждать его активность. Если ребенок неудачно выступил на утреннике, подбодрите его, ни в коем случае не укоряйте за забытое стихо­творение. Потерпев одну неудачу за другой, малыш начинает понимать, что никогда не сможет выполнить всё, что мама и папа ждут от него.

И как следствие – возникновение тревожности и негативного отношения к торжественным мероприятиям. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, обращайте внимание на его личные продвижения и хвалите за них. Всегда находите положительные стороны и старайтесь подчеркнуть именно их. Если малыш неправильно отвечал на вопросы викторины, похвалите его за хорошую песенку или танец, за примерное поведение, наконец. Не делайте замечаний во время утренника, не поправляйте его одежду и не грозите пальцем, если он сделал что-то не так. Недовольное лицо мамы может отбить всякое желание посещать детские праздники.

Не раздувайте из мухи слона, а из детского утренника олимпийское показательное выступление. Не нужно придавать этому событию особую важность. Лучше поговорите с ребенком о приятных моментах – подарках, нарядной одежде, украшении зала. Относитесь к празднику, как к празднику – веселому и интересному времяпрепровождению. Скажите, что хотите посетить утренник, потому что очень любите праздники. Ведь вы отпросились с работы вовсе не для того, чтобы послушать, как ваш ребенок читает стихотворение или поет песенку, не так ли?

Не приглашайте родственников на первый утренник малыша – лучше после покажите им видеозапись. Сейчас не время делать из ребенка актера.

Не волнуйтесь и не суетитесь – ваше настроение и эмоции тут же перейдут к малышу, и вы услышать фразу: «Я не пойду на утренник!» Бывает, что дети даже начинают болеть прямо перед праздником – и это не симуляция. У тревожного малыша действительно может заболеть живот, начаться кашель или повыситься температура.

«Не хочу быть снежинкой, хочу быть Снегурочкой!»

Ребенок требует, чтобы главную роль отдали ему, топает ногами, кричит.

Что делать?

Нередко таким «артистичным» детям свойственно добиваться внимания любой ценой, всегда быть в центре событий. Приятно, когда ребенок не стесняется зрителей, с готовностью танцует, поет, читает стихи. Такой «артист» растет в обстановки обожания, взрослые потакают любым его прихотям. Дети демонстративного типа очень ярки, артистичны и талантливы. Однако если ребенку не удается покорить публику, он может начать капризничать, кричать, добиваться всеобщего внимания другими способами. Дети, желающие быть лучшими, часто талантливы, помогите им реализовать свой потенциал в каком-нибудь кружке.

Конечно, идти на поводу у ребенка неправильно. Не нужно бежать к воспитателю и требовать перераспределения ролей. Старайтесь, не задевая самолюбия, обращать внимание своего малыша на чувства и интересы других. Учите ребенка заботиться, сопереживать, помогать, понимать. Показывайте, что есть другие дети, что они тоже заслуживают восхищения.

Поначалу это будет неприятно для малыша, который привык быть в центре внимания. Однако научить ребенка замечать и чужие достижения необходимо. Если в ответ на запрет ваш малыш часто устраивает истерику, попробуйте переключить его внимание, сделать что-то неожиданное, отвлечь или просто оставить его одного в комнате, успокоиться. Нельзя уступать ребенку – он быстро поймет, что истерика – хорошее средство добиться своего. Будьте последовательны и тверды.

«Мама, я боюсь Бабы-яги!»

Малыш расплакался на новогоднем представлении. Обещаниями скорых подарков его уже не заманить обратно в зал.

У маленьких детей бурно работает фантазия. При виде Бабы-яги или Кощея Бессмертного малыш пугается, даже если знает, что роль злодея исполняет воспитатель. Нередко и при появлении добрых персонажей, клоунов в зале раздается громкий детский плач.

Что делать?

Одна мама всегда говорила своему сыну: «Надень варежки, а то мороз заморозит твои ручки, и останешься без них». Можно и не говорит о том, как повел себя кроха, когда воочию увидел живого Деда Мороза в детском саду. Подобные случаи не редкость: Баба-яга должна была утащить малыша, если только он не доест кашу. А ведь он ее не доел! Важно самим не пугать ребенка и не опасаться за страх малыша, смело водить его на костюмированные праздники, представления, маскарады. Попросите героя спектакля снять маску специально для вашего ребенка и показать, что страшного под ней ничего нет.

Продемонстрируйте крохе секрет перевоплощения – наденьте маску сами или предложите ребенку примерить ее на себя.

Рассказывайте малышу о том, что происходит в спектакле. Если вы заметили, что ему страшно, посадите к себе на колени, но не акцентируйте внимание на объекте, вызвавшем опасение.

Вы должны серьезно отнестись ко всем чувствам, которые испытывает ваш ребенок. Высмеивание страхов просто недопустимо: ваш малыш замкнется и останется со своей проблемой один на один.

«Я забыл слова».

Маленьким детям трудно самостоятельно выучить стихотворение. Кроме того, часто они и не хотят тратить свое драгоценное время на такие пустяки.

Что делать?

Конечно, тут нужна помощь родителей. Дети быстро запоминают рифмованные строчки, и много времени не потребуется. Пусть ребенок повторяет стихотворение за вами. Но говорить нужно по одной строчке: скажете сразу больше – малыш запутается и откажется учить, подсознательно защитит свой мозг от перегрузки. Объясните ребенку значение всех непонятных ему слов и фраз. После повтора первой строчки без запинки заучивайте вторую, затем объединяйте две вместе.

Если малыш противится, повторяйте стихотворение сами – сначала целиком, затем по одной строчке. Поиграйте с крохой в игрушки – устройте конкурс среди мягких зверюшек на лучшее прочтение стихотворения (сами понимаете какого). Память дошкольника непроизвольная: ребенок запоминает только то, что интересно, ярко и насыщено эмоциями. Постарайтесь превратить заучивание в игру. Повторяя строчки, можно показывать действие руками или бросать мяч. Нарисуйте то, о чем говорится в стихотворении.

А самое главное – не учите всё за один день! За неделю строчки крепко улягутся в голове малыша, и он блестяще выступит на утреннике (если, конечно, захочет).

Может статься, демонстрируя свой протест, ребенок не скажет ни слова или перековеркает стих. Только таким способом малыш может донести до вас свою нелюбовь к публичным выступлениям. Ведь если он отказывается учить стихотворение и говорит, что не хочет выступать, это не срабатывает.

«Это я не надену!»

Ребенок ни в какую не хочет надевать дорогой костюм, купленный специально для праздника.

Что делать?

Большинство детей-дошколь­­­ников очень консервативны в одежде. Им нравится ходить в привычных вещах, и обновки они встречают с недоверием. Не настаивайте. Малыш может полагать, что слишком нарядное платье насмешит других детей, ведь обычно они приходят в группу в простой одежде. Когда его опасения не оправдаются, мир может быстро перевернуться с головы на ноги, и кроха затребует свою обновку.

Попробуйте взять новый наряд с собой. Возможно, когда ребенок увидит, во что одеты его друзья, он захочет соответствовать дресс-коду.

Случается и наоборот: девочки желают удивить всех своим нарядом и выглядеть лучше других. Эти маленькие кокетки относятся к тому же демонстративному типу, и проблема решается аналогично. Маленькие дети зачастую не готовы к полному перевоплощению и не могут играть роль мишки или мушкетера. В этом случае обойдитесь простыми аксессуарами, а карнавальный костюм отложите до лучших времен.

«Я про­играл!»

Малыш не оказался в числе счастливчиков, получивших приз за победу в конкурсе. Он плачет и сильно переживает.

Что делать?

Если ребенку нет и четырех, не торопитесь с радикальными методами. В этом возрасте все дети не умеют проигрывать и болезненно к этому относятся. Во время утренника следует обратить внимание малыша, что в другом конкурсе или викторине он выиграл, найти его сильные стороны и похвалить. Как правило, воспитатели знают эту особенность детей и стараются, чтобы все малыши получили призы.

Дома лучше играть всей семьей, тогда выиграет, например, мама, а малыш и папа вместе проиграют. Все не так обидно. Играя в настольные игры, постарайтесь не поддаваться так, чтобы это было очевидно. Проигрывая же, демонстрируйте разочарование, но не трагедию! Видя вашу адекватную реакцию, малыш научится относиться к поражениям правильно.

Источник информации: wday.ru/parents-online/