Как известно, нами правят привычки. Наши привычки в буквальном смысле творят нашу судьбу. Например, такая, казалось бы, незначительная вещь как привычный способ выражения своего раздражения и гнева может стать главной причиной успехов или неудач в личной жизни.

Сравните, например, шансы на успех в отношениях со своим партнером у человека, который привык выражать свой гнев, используя оскорбления, и у человека, привыкшего выражать свое недовольство в форме «Я-сообщений» (вместо «ты – скупая тварь», «мне хотелось бы чаще получать от тебя подарки» - почувствуйте разницу).

Любовь к чтению – такая же привычка. Самоподкрепляемая привычка. Стоит только войти во вкус, и удовольствие от результата будет поддерживать сам процесс.

Излишне рассуждать о том, что привычка много читать, в особенности хорошую литературу, - входной билет в богатую впечатлениями и возможностями жизнь. «Побочными эффектами» этой привычки становятся грамотность (работодателям все труднее и труднее отыскивать людей, способных без ошибок написать хотя бы пару абзацев – отсюда у тех, кто умеет это делать огромное преимущество в зарплате), способность ясно и ярко излагать свои мысли, эрудированность и даже открытие в себе новых мотивов и интересов.

Так как же помочь ребенку «войти во вкус к чтению»? Если у ребенка все порядке с интеллектуальным развитием и нет дизлексии (неспособности различать некоторые буквы), то это довольно просто, за исключением одного – вам необходимо решить изменить некоторые собственные привычки. Это сложнее, чем может показать на первый взгляд, но «собака зарыта» именно здесь.

Вот что вы можете сделать:

1. Помните, что лучшее лечение – профилактика.

Если ребенок еще мал, и для вас это тема кажется чем-то далеким и несущественным – самое время действовать. Руководствуйтесь принципом «книги и чтение повсюду»: дайте ребенку возможность беспрепятственно играть с книгами, грызть их, рисовать в них (в этом возрасте именно так проявляется и развивается любовь в книгам, забудьте о бережном отношении – все это потом), строить из них дома и гаражи для машинок и даже купаться с ними (купите специальные непромокаемые книжки).

То же самое – с различными вариантами букв: на кубиках, пластиковые буквы, вырезанные из картона, нарисованные на бумаге, на магнитах и наклейках и пр. Составляйте из букв слова, используйте карточки системы Домана, читайте вывески и плакаты на улице и т.д. Ждите – результат придет неожиданно.

2. Подавайте личный пример

Читайте сами. В слух и про себя. Если ребенок каждый день видит родителя по три часа сидящим с бутылкой пива перед телевизором, то нетрудно предположить, как он будет относиться к нотациям о пользе чтения.

И наоборот, если ребенок часто видит родителей с книгами в руках, увлеченно обсуждающих прочитанное, то никаких дополнительных стимулов может вообще не потребоваться. Срабатывает эффект «соленого огурца» - свежий огурец, опущенный в бочку с солеными, приобретает такой же вкус. В нашем случае – вкус к чтению.

Я где-то слышал такое высказывание: «Вы думаете, что личный пример – это эффективный способ мотивации человека? Ошибаетесь – это единственный способ!». Преувеличение конечно, но не далеко от истины.

3. Выбирайте вместе.

Многие дети (особенно подростки) не любят читать из-за того, что их родители сами выбирают что им читать и этот выбор им неинтересен. Хотя бы потому, что это не их личный выбор.

Дети обожают делать покупки. Сделайте традицией совместный поход в книжный магазин не реже одного раза в месяц и дайте ребенку возможность выбирать самому с таким условием: на каждую книжку, которую покупает ребенок, он обязуется прочесть одну книжку из предложенного вами списка.

Тогда даже если выбор ребенка будет не самым лучшим, вы сможете быть уверены, что половина из того, что читает ребенок – это действительно хорошая литература.

4. Защитите ребенка от «Большого Экрана».

Один мой знакомый, на вопрос «если тебе дать автомат, кого бы ты выстрелил» ответил: «В телевизор».

Перережьте антенну – веревку с камнем, которые тормозят развитие вашего ребенка. Ничто так не воспитывает пассивность мышления как просмотр телевизора. Вы можете не согласиться и сказать, что ведь есть действительно полезные телепрограммы. И вы будете правы. Только вот на практике доля таких программ из реально просматриваемых ребенком - крайне мала.

Я использую телевизор исключительно как монитор для DVD-проигрывателя и на 100% могу контролировать что смотрят мои дети и сколько времени проводят перед экраном.

То же касается компьютерных игр и социальных сетей (Одноклассники, Вконтакте и пр.) . Установите предельный лимит времени на эти «наркотические» занятия (например, 30 минут) и условия доступа к ним (например, сделать уроки и выполнить свою часть работы по дому).

Выбирайте компьютерные игры сами. Есть масса развивающих игр, зачем подвергать психику ребенка обработке сценами насилия и побуждениями к агрессивным действиям?

Если кратко – фильтруйте то, что ребенок видит с экрана (монитора или телевизора).

5. Вознаграждайте чтение

Человек склонен продолжать делать то, что, в конце концов, приводит его к удовольствию.

Договоритесь с ребенком о двух-трех привилегиях, которые он будет получать дополнительно, если каждый день будет прочитывать оговоренный с ним объем текста.

Например, дополнительное время за компьютером, на полчаса позже ложимся спать, на выходных вместе идем в кино и пр. Пусть ребенок перескажет то, что прочитал. Тогда вы будете уверены, что он на самом деле прочитал заданный объем, и дадите ему возможность потренировать память и поупражняться в изложении.

Способность ясно излагать свои мысли можно и нужно совершенствовать.

То, что она является ключевой для карьерного роста (да и в личной жизни), по-моему, не требует комментариев.

6. Читайте ребенку пред сном

Известно, что мозг, особенно воображение ребенка, развивается не только днем, но и ночью.

Прочитайте ему добрую сказку или историю на ночь, чтобы запустить процессы подсознательного творчества во сне.

Даже если ребенок взрослый, вам обоим это доставит удовольствие. Совместное погружение в рассказ – прекрасный способ наладить нарушенный с ребенком контакт.

Если делать это регулярно, то книга войдет в привычный для ребенка ритуал отхода ко сну и станет для него незаменимым другом.

7. Читайте по ролям

Выберите сказку, басню или короткую историю с диалогами, вырежьте из бумаги персонажей, раскрасьте их и приклейте на картонную подложку с палочкой. Затем придвиньте к стене стол, накройте его длинным покрывалом, залезьте с ребенком под стол, и, держа фигурки за палочки, просуньте их между столом и стеной. Ваш кукольный театр готов. Вы также можете прикрепить к стене над столом декорации. Отрепетируйте и позовите на представление родственников.

Можно также читать по ролям какое-нибудь смешное произведение с большим количеством диалогов, просто сидя рядом с ребенком. Вы оба получите огромное удовольствие.

8. Используйте аудиокниги

Сейчас многие замечательные произведения русской и зарубежной литературы доступны в формате аудиокниги. Некоторые из них представляют из себя настоящие шедевры театрального искусства.

Послушайте, например, «Евгения Онегина» в исполнении Смоктуновского. Это нельзя сравнивать с печатным текстом – просто другое. Для детей можно найти замечательный сборник «Золотой фонд радиоспектаклей на DVD», в котором представлено большинство лучших произведений, когда либо «переведенных» в формат аудио книги.

9. «Внедритесь» в читающие группы

Используйте эффект «Соленого огурца» - превращение свежего огурца, помещенного в бочку в солеными, в соленый, причем такого же вкуса. Если ребенок вращается в среде сверстников, любящих читать, то со временем у него появятся среди них друзья, а затем и похожие интересы.

Вы можете записать ребенка в детскую группу по изучению иностранного языка, в театральную студию, в музыкальную школу, школу изобразительного искусства, исторический кружок при краеведческом музее, сходите с ним на экскурсию на радио или просто в расположенную поблизости детскую библиотеку. В этих сообществах процент детей, любящих читать, намного выше среднего.

10. Сколько можно читать? – Пора писать!

Конечно, в сравнении с просмотром телевизора, чтение - благо. Активность мышления против пассивности. Но все же по настоящему счастливы только люди, занимающиеся продуктивной деятельностью, творчеством в различных его формах. В этом смысле чтение само по себе бесполезно, точнее бесплодно. Научите ребенка использовать прочитанное, например, заведя дневник в ЖЖ и комментируя то, что он хочет комментировать. Регулярные заметки в дневнике помогут ему развить свой стиль и привести в порядок свои мысли. Вы можете также помочь ребенку издать книгу – это не так трудно как кажется, а всплеск мотивации обеспечен.

2 упражнения:

* Сократите время просмотра телевизора (и свое, и ребенка). Сократите количество телевизоров в квартире до, максимум, одного, так чтобы в комнате ребенка его не было. Еще лучше – используйте телевизор исключительно как монитор для просмотра качественных программ на DVD.

* Разнообразьте свое общение с ребенком при помощи книг и всего, что с ними связано: читайте при нем и вместе с ним, на ночь и по ролям, ходите с детьми в театры, выбирайте вместе книги и аудиокниги, обсуждайте прочитанное и интересуйтесь мнение ребенка.

DoctorPapa. © 2009 Кузнецов А.В.