Большая ошибка взрослых – это подмена подарком самого себя. Оказывается, куда важнее дарить детям своё время и внимание, а не дорогие игрушки. Вот что говорят психологи.

Уже будучи взрослым, мужчина рассказывал об одном из ярких неприятных эпизодов своего детства:

«Было лето, и девятилетний мальчик отдыхал у дедушки в деревне. После некоторого времени он написал родителям письмо, в котором просил, чтобы родители навестили его в день рождения. Вскоре он получил ответ – посылку, в которой была игрушечная электрическая железная дорога, о которой мальчик ранее мечтал. Все же мальчик был крайне разочарован, еле смог сдержать слезы. Он скучал по родителям, а не по паровозику... Желанная ранее игрушка превратилась в ненавистную».

Если приглядеться, подмена игрушкой, подарком себя не столь редка, однако, не всегда мы её замечаем. Вот родители купили настольную игру и дарят дочке: «Иди, играй!» Девочка уходит, но через некоторое время возвращается и просит, чтобы отец поиграл с ней. «Сейчас не могу, – звучит ответ, – может, позже». Девочка хмуро возвращается в детскую.

Почему же ребёнок не рад? Девочке игра нравится, но она хотела бы провести время, общаясь с родителями, хотя бы посредством полученного подарка. Когда родители взамен себя предлагают купленную игру, она приобретает для ребёнка смысл средства, при помощи которого родители отвергают его. Кто же будет радоваться этому?

Спросим об этом самих детей.

«Тебе нравится, когда дарят подарки?» – «Очень, – отвечает восьмилетний мальчик. – Особенно когда гоночные машины». – «А что бы ты выбрал, если бы тебе предложили: подарок или чтобы отец играл с тобой всю субботу?» Мальчик на минуту задумывается, потом говорит: «Мне нравятся подарки, но если пришлось бы выбирать – лучше, чтобы отец играл со мной. Игрушки ведь неживые...»

Ребёнок часто пренебрегает своими интересами для того, чтобы больше пообщаться с родителями. Однако мы, родители, чаще склонны поступать наоборот: вместо себя предлагаем ребёнку игру, подарок или просто отправляем его во двор. Представьте на миг, чтобы Вы почувствовали, если бы ребёнок на предложение пойти с Вами погулять вручил бы вам плюшевого медвежонка и сказал: «Иди с ним, у меня сейчас нет времени – много дел».

Ребёнку для ощущения, что он любим, самое главное – чувствовать, что Вы отзывчивы, учитываете его потребности и интересы, чувствовать общность с вами. Подарки ребёнку (игрушки и прочее) дают новые возможности для игры или другой деятельности. Поэтому, для ребёнка они чаще имеют смысл «инструментов» деятельности, чем символа любви родителей. Конечно, они благодарны за них, но мы очень ошибаемся, когда думаем, что подарки могут заменить хотя бы часть искреннего общения с ребёнком.

По книге Г. Т. Хоментаускас, «Семья глазами ребёнка».