Многие владельцы домашних животных оставляют включенным радио на весь день для удовольствия собак и кошек. Выбор станций бывает разный. «Это исключительно человеческий взгляд на вещи: нам кажется, животным понравится то же, что и нам, - объясняет Чарльз Сноудон, ветеринар-психолог из Университета Висконсин-Мэдисон, США. – Люди считают, что если им нравится Моцарт, то и собака полюбит такую музыку. Если они предпочитают рок-музыку, то уверены, что и собаке она нравится».
Вопреки привычному мнению, что музыка – это уникальный и присущий только людям феномен, исследования демонстрируют, что животные, несомненно, имеют способности к восприятию музыки. Но Сноудон объясняет, что музыкальные предпочтения животных лежат в совсем другой сфере, чем привычная нам классическая или рок-музыка. Им нравится то, что специалист называет музыкой вида – мелодии, специально созданные с использованием звуков, тонов и темпов, соответствующих виду животного.
Все зависит от гаммы. Людям нравится музыка, подходящая по акустическому и голосовому диапазону с использованием понятных нам тонов, а также в темпе, соответствующему нашему сердечному ритму. Слишком высокие или низкие тоны звучат для нас раздражающе или непостижимо, а очень быстрая или слишком медленная музыка неузнаваема как таковая.
Для животных музыка людей как раз и является такой раздражающей и непостижимой. Их голосовой диапазон и сердечный ритм очень отличаются от наших, они просто не способны любить музыку, приспособленную для наших ушей. Исследования указывают, что животные, как правило, совершенно не интересуются нашей музыкой. Опираясь на такое общее наблюдение, Чарльз Сноудон в сотрудничестве с виолончелистом и композитором Дэвидом Тэем создали музыку, подходящую для животных.
Еще в 2009 году исследователи сочинили две песни для игрунков – обезьян, у которых вокализация на три октавы выше, чем наша, а сердечный ритм вдвое быстрее. Песни звучат пронзительно и неприятно для нас, но, как оказалось, они вполне по душе обезьянам. Одна мелодия моделировалась на тонах возбужденного животного, а быстрый темп заметно оживил игрунков. Ну а вторая песня «баллада игрунка», основанная на тонах счастливой обезьяны и медленном темпе, успокоила животных и сделала их необычайно дружелюбными.
Сноудон и Тэй продолжили сочинять музыку на этот раз для котов, а также изучали ее влияние на животных. «Мы работаем над модулированием музыки в диапазоне тональностей для кошачьей вокализации с использованием спокойного сердечного ритма животных, который быстрее нашего, - рассказывает ученый. – Мы обнаружили, что кошки предпочитают слушать музыку в их диапазоне тональностей и темпе, а не музыку людей». На основе результатов Тэй начал продавать кошачьи песни онлайн (1,99 доллара США за одну) через компанию под названием «Музыка для кошек».
С собаками все сложнее в основном из-за большого количества различных пород, голосовых диапазонов и сердечных ритмов. Однако большие собаки, такие как лабрадоры и мастиффы, обладают голосовым диапазоном, очень похожим на тот, что у взрослых мужчин. «Таким образом, вполне возможно, что они откликнутся на музыку в рамках нашего диапазона тональностей. Я считаю, что большая собака может лучше реагировать на музыку людей, чем маленькая, такая как чихуахуа», - отмечает Сноудон.
Кажется, некоторые собаки действительно эмоционально реагируют на музыку людей. Исследование под руководством Деборы Уеллс, психолога из Королевского университета Белфаста, демонстрирует, что собаки могут распознавать различные жанры музыки людей. Как отмечает ученая, собаки определенно вели себя по-разному в ответ на различные виды музыки. Например, они выглядели более расслабленными при классической музыке и оживленными при тяжелом металле.
Принимая во внимание высокий спрос на новые способы порадовать домашних любимцев, в сфере музыки для животных можно ожидать новых открытий. Но вне зависимости от того, насколько хорошо композиторы поработают над собачьими, кошачьими или обезьяньими песнями, животные, очевидно, никогда не оценят музыку вида так высоко, как люди ценят свою музыку. По словам Сноудона, у них нет важной музыкальной способности, которой обладаем мы: относительной высоты звука.
«Мы можем определить, что последовательность нот одна и та же, будь мелодия в фа-бемольной или ля-бемольной тональности, - объясняет ученый. – Я обнаружил, что у животных очень хорошая абсолютная высота звука, но у них совсем нет относительной высоты звука. Они могут запомнить последовательность нот, но если вы переложите их в иную тональность, то есть в последовательности будет та же относительная высота звука, но в другой тональности, животные не смогут распознать взаимосвязь между нотами».
Именно потому, утверждает Сноудон, мы воспринимаем музыку совсем не так, как животные.
Новости
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат