Церковный брак, церковное
бракосочетание, венчание — христианское таинство в котором жених и невеста,
соединенные любовью и взаимным согласием, получают благодать Божию для
супружеского счастья, а также для благословенного рождения и христианского
воспитания детей.
Муж и жена, по замыслу Бога, в браке становятся одной
плотью, а также несут обоюдную ответственность за сохранность брачного союза,
потому как по словам Иисуса Христа: «… и будут два одною плотью, так что они
уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не
разлучает».19:6
В государственно-правовом смысле церковный брак — это вид
брака, заключаемый в религиозных институтах. До начала XX века был единственным
видом брака, влекшим за собой юридические последствия, в большинстве стран
Европы. В России упразднён в 1918 году, после Октябрьской революции.
Традиционно, бракосочетанию предшествует помолвка —
уведомление окружающих о том, что двое собираются вступить в брак и могут
оказывать друг другу знаки внимания.
Основные сведения
Брак — одно из семи христианских таинств, которое ведет свое
начало от ветхозаветных времён. Согласно (Быт 2:18), целью брака является не
столько деторождение, сколько духовно-телесное единство, взаимодополнение,
взаимопомощь. Заповедь «плодитесь и размножайтесь» относится и к человеку, и к
другим живым существам (Быт 1:22,28), но только человеку заповедано составить в
любви «одну плоть» (Быт 2:24).
В супружестве присутствие Бога подает надежду на то, что
брачный обет сохранится не до тех пор, «пока смерть разлучит», но покуда смерть
не соединит супругов окончательно, после всеобщего Воскресения — в Царствии
Небесном.
«Брак есть таинство, в котором при свободном, пред
священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной супружеской
верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа
с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному
рождению и христианскому воспитанию детей».
— Пространный Православный Катихизис
В Ветхом завете вопросу брака посвящена вторая глава Книги
Бытия. Смысл и цель брака, согласно ей, состоит в вечном и нераздельном
единстве по образу Лиц Святой Троицы. Именно так описывает Библия райский брак:
«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному;
сотворим ему помощника, соответственного ему.
Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех
птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы,
как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем
зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он
уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и
привел ее к человеку.
И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от
плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит
человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.
И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.»
(Быт.2:18)
Из Священного Писания следует, что установление института
брака (о единении двух полов — мужского и женского — в одну плоть) происходит
ещё до грехопадения в Раю, поэтому мнение о том, что брак был установлен после
грехопадения является ошибочным.
В Новом завете божественный замысел о браке раскрывает Иисус
Христос:
«И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему:
по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?
Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший
вначале мужчину и женщину сотворил их?
И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к
жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть.
Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное
письмо и разводиться с нею?
Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам
разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто
разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот
прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует...»
(Мф.19:3)
Русская православная церковь выразила свое отношение к браку
в «Основах социальной концепции»:
«Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им
людям. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его;
мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1. 27). Будучи в равной степени носителями
образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для
целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего
и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2. 24).
Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословенный Им супружеский
союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода: «И
благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте
землю, и обладайте ею» (Быт. 1. 28). Особенности полов не сводятся к различиям
телесного устроения. Мужчина и женщина являют собой два различных образа
существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном
восполнении. Однако в падшем мире отношения полов могут извращаться, переставая
быть выражением богоданной любви и вырождаясь в проявление греховного
пристрастия падшего человека к своему Я».
«Для христиан брак стал, по слову святителя Иоанна
Златоуста, «таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе».
— Основы социальной концепции Русской Православной Церкви
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите по адресу rasvopros@mail.ru с
пометкой «проблема» в теме письма.
Общий тираж рассылок
50 000 подписчиков.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2012 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.