Что ни говорите, а мы привыкли к
голливудским фильмам и мелким сериальным стандартам. Жизнь и отношения людей записаны
в графы, как школьное расписание, и должны быть исключительно понятны и
постижимы. Рассуждая, как правильно, а как нет, выясняя, кто прав и виноват,
разыскивая шаблон, в который можно было бы уместить происходящее, мы теряем
главное – возможность переживать мгновение во всей его алогичной непостижимости.
Можно ли вдохновенно любить женщину, и
жить при этом с женой, любить и ее тоже, заботиться о ней и общих детях,
находить в ней утешение и радость. Или будучи в счастливом браке, находясь на
47 году жизни и благоговея перед супругой влюбиться страстно и упоительно в совсем
молодую женщину возраста собственных дочерей и не суметь отказаться от любви? И
любить разной любовью двух совершенно непохожих женщин? Можно ли пережить
любовь своего мужа, влюбленного страстно и неудержимо, и при этом сохранить
свою чистоту и веру?
Человеческая жизнь больше чем сериал, ее
логика порой закрыта для ума и того понимания происходящего, что есть у
человека на данный момент. И тогда смирение кажется несправедливым и ужасным, а
бунт и отчаяние приводят к разрушениям.
Есть жизни, которые можно изучать как
пример парадоксальной цельности, непостижимой высшей логики, которую не
способен объять человеческий ум. Такой, например, была жизнь поэта Федора
Тютчева. Он любил свою первую жену, родившую ему троих детей, при этом пять последних
лет ее жизни имел роман с той, что стала
его второй женой. Горевал о первой отчаянно и полно, что не мешало любить и
находить утешение у второй. Вторая жена также родила ему троих детей, и сумела
пережить сумасшедший пятнадцатилетний роман с той, что сама себя называла его
третьей и «настоящей женой», ибо никто не знал и не любил его так страстно и
пламенно как она. Трое их внебрачных детей также скрепили этот союз.
Связанные в одной реальности люди
оказали невероятное влияние друг на друга. Пережитые чувства остались следом на
бумаге в виде писем и стихов. Сложность и удивительная красота их отношений не
вписываются ни в какие рамки «правильности». Может быть, вследствие этого
появлялось чувство вины друг перед другом и ощущение собственной обделенности. Для
Елены Денисьевой, третьей «неофициальной» супруги Тютчева, были закрыты все
двери высшего общества – отношения с женатым мужчиной осуждались. Эрнестина,
вторая жена, пятнадцать лет жила в смирении с влюбленностью мужа, о которой
знали окружающие, при этом не переставая любить его и принимать свою судьбу как
данность. Сам Тютчев мучился душевной тайной, любя обеих и не в силах сделать
выбор, заботясь обо всех своих женщинах и детях, не обделяя никого.
Когда случается в жизни нечто, не
вписывающееся в общепринятый шаблон, стоит ли называть это ошибкой? Имеет ли
смысл страдать от «неправильности» происходящего или разрушать ситуацию, не
допуская развития? Видимо, каждый решает для себя сам.