Эта фотография была сделана в марте 1963 года в Гаване фотографом Освальдо Салас. Алисия Алонсо и Майя Плисецкой в совместном галаконцерте в театре Чаплина (ранее "Blanquita" и сегодня "Карла Маркса" в Гаване). Тогда кубинский балет представил балет "Коппелия" и российский балет - "Лебединое озеро".
Обе были образцом для большинства танцоров в мире во второй половине этого столетия, легендами балета прошлого и этого столетия.
Алисия Алонсо страше Майи Плисецкой на 5 лет и один месяц:
20 ноября Майе Плисецкой исполнилось бы 90 лет!
21 декабря 2015 года Алисии Алонсо исполнится 95 лет.
Эти две примы балета прожили на сцене множество жизней...
Если о первой приме балета Майи Плисецкой нам известно почти все, то редкий читатель вспомнит про вторую. Маленькую информацию вам предложу.
Алисия Алонсо начала учиться балету в 9 лет и, после своего первого урока в единственной в то время на Кубе частной балетной школе русского балетмейстера Николая Яворского Алисия поняла, что балет – это вся ее жизнь.
Танцовщица продолжила обучение в США, сначала в школе Анатолия Вильтзака и Людмилы Шоллар, затем в Школе американского балета. Там она познакомилась c хореографией Михаила Фокина, Джорджа Баланчина, Леонида Мясина, Брониславы Нижинской, Джерома Роббинса, Агнес де Милль. И там же она встретилась со своим будущим партнером Игорем Юшкевичем.
Куба никогда не имела собственных балетных традиций. Не было известных кубинских балерин. Не было подходящей сцены.
Осенью 1948 года кубинская пресса опубликовала своеобразный "манифест" Алисии Алонсо о создании первой кубинской профессиональной балетной труппы. Она действовала стремительно, привлекла к делу своего супруга Фернандо Алонсо и его брата, хореографа Альберто Алонсо, ей помогал присоединившийся к новорожденной труппе Юшкевич.
После революции 1959 года новая власть объявила развитие балета и хореографического образования одним из приоритетных направлений культурной политики обновленной Кубы. Труппа Алисии Алонсо превратилась в государственную структуру и получила название Национальный балет Кубы (НБК). Она выступала в театрах и на площадях Гаваны, выезжала на гастроли в другие провинции Кубы, балетные спектакли часто транслировались по кубинскому телевидению. Потом НБК отправился в большую гастрольную поездку по странам
Латинской Америки, рассматривавшуюся новой властью в качестве "культурного посольства кубинской революции".
Тут я подхожу к "особенностям" балерины - дело в том, что к 35-ти годам она потеряла 70% зрения и могла видеть только очень близко, но лицо Майи она все же успела запомнить и увидеть ее абсолютное исполнение.
Для поднятия балета Кубы министерство культуры СССР предложило в партнеры младшего брата Майи Азария Плисецкого. Так 10 лет Азарий Плисецкий был одним из партнеров Алисии Алонсо и одновременно педагогом в школе классического балета Кубы.
"Кармен". Алсия Алонсо и Азарий Плисецкий.
Теперь я перехожу к "противостоянию" двух балетных кланов!
Казалось бы, дружба двух стран только сближает и помогает, так что же может быть таким "неразделимым"?...
Таким оказался балет "Кармен"! Вот эта история.
В конце 1966 года в Москву приехал на гастроли кубинский национальный балет (Ballet Nacional de Cuba). Рахиль Мессерер мечтала о новом развитии самобытного таланта дочери Майи Плисецкой, характерное дарование которой могло понравиться Альберто Алонсо. Она договорилась о встрече, и Майя приехала на спектакль. За кулисами Альберто обещал вернуться с готовым либретто, если к сроку придёт официальное приглашение от советского министерства культуры. В этот период Майя получила Ленинскую премию совсем не за
балеринскую партию персидки в опере "Хованщина". Она убедила Екатерину Фурцеву пригласить Альберто для постановки балета "Кармен", в замыслах которого уже был образ свободолюбивой испанской цыганки, который он примерял на жену своего брата Алисию Алонсо. Екатерина Алексеевна помогла организовать это событие:
"- Одноактный балет на сорок минут в стиле праздника испанского танца, как "Дон Кихот", верно?. Это может укрепить советско- кубинскую дружбу".
Майя Плисецкая обратилась к Дмитрию Шостаковичу с просьбой о написании музыки к "Кармен", но композитор отказался, не желая, по его словам, конкурировать с Жоржем Бизе. Затем она обратилась к Араму Хачатуряну, но вновь получила отказ.
— Делайте на Бизе! — сказал Алонсо … Сроки поджимали, музыка была нужна "уже вчера". Тогда Щедрин, который в совершенстве владел профессией оркестровки, существенно перекомпоновал музыкальный материал оперы Бизе. Репетиции начались под рояль. Музыка к балету состояла из мелодичных фрагментов оперы "Кармен" и "Арлезианки" Жоржа Бизе. В партитуре Щедрина особый характер давали ударные инструменты, различные барабаны и колокола.
Альберто помнил несколько слов по- русски со своей молодости, когда он танцевал в русском балете Монте Карло. Либретто балета по мотивам новеллы Проспера Мериме написал его же постановщик, Альберто Алонсо. Он приступил к репетициям своего балета, версии "для советской сцены". Спектакль был приготовлен в рекордно короткие сроки (виза Альберто Алонсо была всего лишь на месяц), не поспевали мастерские, костюмы дошили к утру премьерного дня. На генеральную репетицию (она же оркестровая, световая и
монтировочная) на основной сцене выделили всего один день. Словом, балет делался в суетной спешке.
Мировая премьера состоялась 20 апреля 1967 года в Большом театре (художник-постановщик Борис Мессерер (двоюродный брат Майи Плисецкой), дирижер Г. Н. Рождественский). В спектакле: Майя Плисецкая (Кармен), Николай Фадеечев (Хозе), Сергей Радченко (Тореро), Александр Лавренюк (Коррехидор), Наталья Касаткина (Рок).
По воспоминаниям Майи Плисецкой:
..."Советская власть пустила в театр Алонсо только потому, что он был "свой", с острова Свободы, но этот "островитянин" как раз взял и поставил спектакль не только о любовных страстях, но и о том, что нет на свете ничего выше свободы. И, конечно, этому балету так здорово досталось не только за эротику и мою "ходьбу" всей стопой, но и за политику, которая явственно в нём проглядывала.
После премьерного спектакля в директорской ложе Фурцевой не оказалось, она покинула театр. А 22 апреля, но был отменен,так как Фурцева заявила:
"- Это большая неудача, товарищи. Спектакль сырой. Сплошная эротика. Музыка оперы изуродована…
У меня большие сомнения, можно ли балет доработать".
После доводов о том, что "придется отменить банкет" и обещаний "сократить все шокирующие Вас эротические поддержки", Фурцева сдалась и разрешила спектакль, который прошел в Большом 132 раза и около двухсот по всему миру."
Ну а что же Алисия Алонсо? О, Она "рвала" и "метала"! От своего девера Альберто она не ожидала такого "предательства". Этот спектакль был задуман только для нее, дело затягивалось из-за музыки. Когда партитура "Кармен-сюиты" была получена от Радиона Щедрина, началась работа над балетом. 1 августа того же года премьера балета состоялась в Гаване, в Кубинском национальном балете. В следующем 1968-м году Майя Плисецкая танцевала свою "Кармен" на сцене Гаваны. А
еще позднее Азарий Плисецкий, прекрасно по собственному опыту знающий и партию, и весь балет, готовил партию Хозе Александра Годунова для фильма "Кармен-сюита"
По сей день, критики спорят, чтобы определить, какая из двух "Кармен" Альберто Алонсо является лучшей. А что думал он, хореограф? На самом деле он не предпочитал один или другой - возможно, по причинам дипломатии семей, хореограф объяснил, что Майя Плисецкая танцует волю женщины, которая хотела быть свободной, в то время как Алисия была, естественно, более Латинской и чувственной.
Обе примы танцевали этот спектакль 20 лет! и кроме них никто... - если учесть, что тогда одной было 42, другой 47 лет..
Портрет Кармен примы окрасили цветом: Алисия танцевала в красном, Майя - в черном с красной розой. Конечно же, мы всегда будем предпочитать "нашу Кармен"!
Кармен - Алисия
Кармен - Майя
Браво, Майя! Последнее выступление (1989) Майи Плисецкой в роли Кармен.